Posted 24 октября 2019, 14:42

Published 24 октября 2019, 14:42

Modified 30 марта, 15:41

Updated 30 марта, 15:41

Невидимая угроза вокруг нас

24 октября 2019, 14:42
Микропластик давно стал частью нашей жизни: мы им дышим, едим его и пьем — и даже не задумываемся о последствиях. Между тем проблема нарастает как снежный ком.

О вреде пластика трубят уже который год: ведутся общественные дискуссии и даже предлагают запретить одноразовые пакеты. При этом на горизонте появилась новая проблема — за рубежом говорят о микропластике, его влиянии на окружающую среду и здоровье человека. Кажется, мы сталкиваемся с ним каждый день — и совсем не замечаем.

«Росбалт» объясняет, почему на проблему микропластика стоит обратить внимание и что может сделать каждый из нас.

Что такое микропластик

Это частицы пластика, едва заметные для человеческого глаза — до 5 мм. Такие гранулы содержатся, например, в продуктах, которыми мы ежедневно пользуемся: от шампуней и зубных паст до декоративной косметики. Бренды специально добавляют их в средства для ухода.

«Микропластик подходит для многих целей: для регулирования объема вязкости продукта, образования пленок, абразивной функции», — поделилась с «Росбалтом» Елизавета Меринова, эксперт общественной экологической организации «Друзья Балтики». Производителям скрабов просто невыгодно использовать натуральные компоненты, например абрикосовые или малиновые косточки: химия выйдет дешевле.

При этом средствами для ухода ситуация не ограничивается. Частицы вымываются из синтетической одежды во время стирки, попадают в окружающую среду из-за производства пластика, стирания шин, покрытия дорог и кораблей, распада обычных пластиковых отходов.

Почему микропластик — проблема

В первую очередь — загрязнение окружающей среды. Он попадает в реки и моря через водопровод. Микрочастицы не поддаются фильтрации на очистных сооружениях, в водоемах не разлагаются. В итоге речные и морские животные их поглощают, а в результате промысла оказываются на столе у человека. Так происходит круговорот микропластика в природе.

Любой эколог подтвердит, что такие частицы притягивают различные загрязнители, которые содержатся в водоемах.

«Вред приносит, может быть, не сам микропластик, но те вещества, которые на него налипли — токсиканты, использовавшиеся в прошлом веке в качестве инсектицидов и пестицидов», — объяснила Елизавета Меринова.

Последствия же для здоровья человека до сих пор недостаточно изучили. Исследователи утверждают: человек ежегодно потребляет 40-50 тысяч частиц микропластика. Поскольку гранулы циркулируют даже в воздухе, с учетом дыхания цифра увеличивается в два-три раза. При этом компоненты полистирола, из которого производят пластиковые бутылки, влияют на эндокринную систему человека, попав в организм. В кислой среде желудка частицы не разлагаются.

Власти уже как-то реагируют?

В Европейском союзе обсуждают ограничение микропластика в косметике. Некоторые страны, такие как Канада и Швеция, уже ввели запрет. Действуют и добровольные инициативы: например, маркировка косметических средств с натуральными аналогами.

В России же микропластик до сих пор остается невидимой угрозой. С публичными заявлениями федеральные политики не выступают. Впрочем, на местах ситуация лучше. Так, петербургский комитет по природопользованию регулярно распространяет среди жителей образовательные материалы.

«Одна брошюра, в которой мы выступали соавторами, — это сборник экологических советов. Там есть целая глава про микропластик», — поделилась Елизавета Меринова.

При этом собеседница выразила надежду, что на проблему в будущем обратят внимание и в бизнес-сфере. Так, за рубежом уже разрабатывают фильтры для стиральных машин, которые улавливают микрочастицы. Необходимо лишь финансирование.

Есть ли данные о загрязнении в Петербурге и Ленобласти?

Речь идет о совсем новом для науки вызове. Экологи сейчас занимаются количественными измерениями, в том числе в Ленобласти. Так, одно из исследований показало, что в Балтийское море ежегодно попадает примерно 40 тонн микропластика.

Местные экологические организации используют визуальные методы для поиска в водоемах — с помощью микроскопа. Такие исследования, например, проводят «Друзья Балтики».

«Мы отбирали пробы в разных реках Санкт-Петербурга, в Финском заливе, и пока не было ни одного места, где бы мы не нашли частички микропластика», — говорит Меринова. Так, эксперты в сентябре съездили на Селезневку и Сестру — популярные среди рыбаков реки. Анализ показал 1,5 частицы микропластика на литр. Конкретных допустимых нормативов до сих пор не разработали, но само присутствие гранул в водоемах весьма неприятно, пояснила собеседница.

Исследования в регионе проводят и официальные структуры, например Институт озероведения РАН, который отбирает пробы в Ладожском озере. Здесь используют уже не визуальные методы, а более эффективный химический анализ.

«Они начинают по составу определять конкретные типы частиц. Тогда уже можно будет понять, какого материала там больше всего», — рассказала эксперт. В будущем такие исследования помогут разобраться, на какой вид пластика законодателю нужно обратить внимание — и затем ограничить его производство.

Что может сделать каждый из нас

Ответом на вопрос будет концепция «Ноль отходов», то есть максимальное сокращение одноразового пластика в повседневной жизни — в том числе за счет отказа от упаковок.

Внимательным следует быть и при выборе средств для ухода.

«Можно читать составы, смотреть, есть ли соответствующие компоненты в данном косметическом средстве, и выбирать другое, с натуральными альтернативами», — советует эксперт.

Активисты постоянно обновляют черный список продуктов. Если в составе встречаются аббревиатуры «PE», «PP», «PET», такое средство для ухода лучше оставить на полке магазина.

Неплохим вариантом будет и заказ специальных фильтров или мешков для стирки, чтобы не допускать попадание частиц пластика в водопровод. Желающих помочь более активно ждут в экологических организациях: волонтеры, например, выезжают на реки для проведения исследований.

В любом случае, не будет преувеличением сказать, что микропластик повсюду: жители городов им в прямом смысле дышат, а чистых водоемов становится все меньше. Экологи уверены, что законодателю стоит подумать о запрете полиэтиленовых пакетов и об ограничениях для косметических брендов.

При этом ключ к разрешению проблемы — осознанное потребление. Ведь вовсе не сложно внимательнее выбирать средства для ухода и отказаться от одноразового пластика. Все-таки решение больших проблем начинается с малых дел.

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подпишитесь