Министерство культуры, которым руководит Владимир Мединский, а также Фонд кино впервые обнародовали цифры господдержки российского кинематографа. Данные из специально созданной базы показывают, что треть фильмов, которые с 2015 года получили по 100 миллионов рублей и более, собрали меньше, чем на них потратили денег налогоплательщиков.
Издание «Ведомости» приводит примеры провалившихся в прокате лент. Это «Семь пар нечистых» Кирилла Белевича (119 миллионов рублей господдержки при сборах менее миллиона рублей в 2018 году), «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна по сценарию Маргариты Симоньян (100 миллионов господдержки при 70 миллионах на сборах) и «Рубеж» Дмитрия Тюрина (200 миллионов господдержки и 87 миллионов при сборах), сборы мультфильма «Баба Яга. Начало» c безвозмездной господдержкой в 138 миллионов оказались почти в 100 раз меньше — около 1,3 млн рублей.
Владимир, смелее мочите в сортире тех, кто насрал вам в лицо. Чо вы менжуетесь? Жёсткая борьба за халявное бабло. Станьте Человеком.
— ВЛАМОИК ЙЕСЕПЕН (@vlamoikyesepen) October 21, 2019
Список должников возглавляет военная драма «Герой» с Димой Биланом в главной роли. Она вышла на экраны в 2016 году и задолжала Минкульту и Фонду кино 110 миллионов рублей.
Из базы данных финансирования российского кино государством также стало известно, что самым дорогим для бюджета (728 млн рублей) оказался фильм «Викинг» Первого канала. Большую часть средств, 613 миллионов, Фонд кино дал им безвозвратно, хотя сборы в прокате составили около 1,5 млрд рублей.
Все эти цифры в общем-то показывают одно — финансирование кино деньгами налогоплательщиков выглядит мягко говоря, не самым эффективным. Что, кстати, недавно отметила Счетная палата. Например, там удивились, что при распределении бюджетных субсидий не учитывается успешность проката предыдущих картин претендентов на господдержку. А отбором заявок занимаются экспертные советы Минкультуры, в составе которых работали представители киносообщества, являющиеся одновременно и крупнейшими получателями субсидий.
Обнародование данных о госзатратах на отечественное кинопроизводство, естественно, не осталось без внимания кинолюбителей из социальных сетей. Они традиционно используют информационный повод для широких обощений.
К примеру, кинозритель из Москвы Алексей пишет:
Официальные данные: фильм «Крымский мост» (сценарист М. Симоньян, режиссер — её муж Кеосаян) получил из бюджета 100 млн рублей, собрал в прокате 70 млн. Вот вам и ответ на вопрос «Почему Симоньян так любит Путина». Да просто Путин заливает этих бездарных бомжей бюджетными деньгами.
— Alexey Navalny (@navalny) October 22, 2019
Другие не стали концентрироваться на отдельных кинодеятелях, а больше рассуждали о ситуации в целом:
Минкульт и Фонд кино опубликовали статистику господдержки российского кино и открыли ужасающую правду в которую сложно поверить: почти все российские фильмы говно, а бюджет пилят.
— Юра Скифф (@yuraskiff) October 22, 2019
Каждый день новые открытия.
Однолярдовое дерьмище. Почему, если «шедевр» не вернул в бюджет потраченные деньги, не возбуждаются уголовные дела в отношении тех, кто принимал решения, о неправомерной растрате бюджетных денег? Где работа прокуратуры, ск, мвд? Двуликие анусы.
— Rnbee (@rnbee2010) October 22, 2019
Шикарный КПД, может перестать уже снимать псевдопатриотическое говно?
— Pit Ard (@Pit_Ard) October 22, 2019
Эксперт, все это патриотическое кино как раз себя окупает (Движение вверх) а вот говно всяких Богомоловых Серебренников бегают бегают к власти с протянутой рукой за деньгими, что бы потом ходить и орать об тирании власти…сливают деньги в унитаз,
— Дружинник (@hokkhigan) October 22, 2019
Как говорил Суслов, на идеологии не экономят!
— tVit (@tVitala) October 22, 2019
Да ладно, треть… Кроме мультиков о невиданных ракетах, не окупаются никакие российские фильмы.
— Серго Леванович Шавшукия (@slvfortwit) October 22, 2019
а может фонд кино меня проспонсировать а то моя жизнь та еще КОМЕДИЯ
— matricaria recutita (@names_are_funny) October 22, 2019
наконец-то минкульт что-то оценил… на трезвую голову…
— вася тупой (@Z59995241) October 22, 2019
Издание «Проект» в апреле писало, что подавляющее большинство фильмов, производство которых финансирует Фонд кино, проваливаются в прокате. Из изученных журналистами фильмов окупились только 19 картин, это всего 12%. Расследование указывает на еще одну причину неэффективности господдержки — деньги налогоплательщиков тратятся столь небрежно, потому что государство создает пропагандисткие фильмы.
#нетленка
— Проект (@wwwproektmedia) October 22, 2019
Стремление Владимира Мединского насаждать патриотизм с помощью кино дорого обходится государству — чтобы оценить эффективность работы министра культуры в сфере кино, мы посчитали окупаемость фильмов с господдержкойhttps://t.co/oefRqAmFFu
«Эффективность» господдержки российского кино также наглядно видна в данных самого Минкульта. Несмотря на существенную долю российских релизов в прокате, их доходы не сопоставимы с голливудской продукцией. В отчете «Российская киноиндустрия 2018» от Фонда кино есть такая статистика:
На графике видно, что если доли выходящих на экран в стране российских и североамериканских фильмов не так сильно разнятся — 27,3% и 33,8%, — то разница в доходах впечатляющая — 70,2% у «североамериканцев» (читай — у Голливуда) и 24,5% у российского кино.
В заключении хочется напомнить, что крупнейшие киноиндустрии мира — американская, европейская и индийская вообще никаких денег из госбюджета на производство кинофильмов не тратят. Да, в Европе, в отдельных странах есть система протекционизма для местных кинолент, но выделять деньги налогоплательщиков на их производство никому в голову не приходит.
Почему в России по другому, можно рассуждать долго и это будет разговор не о кино. Отметим лишь, что при госфинансировании кинопроизводства получается, что россияне оплачивают отечественное кино дважды: сначала платя налоги, а потом покупая билет.
Кстати! Хорошая идея. Раз фильм снимается за счет бюджета, то может внутри России распространять его бесплатно? Ведь граждане уже заплатили.🤔
— Paul Darkness (@DarknessPaul) October 22, 2019