Минкульт впервые назвал траты налогоплательщиков на отечественное кино. Соцсети негодуют

22 октября 2019, 17:10
Треть фильмов, на которые государство выделило деньги, оказались провальными. Счет идет на сотни миллионов рублей.

Министерство культуры, которым руководит Владимир Мединский, а также Фонд кино впервые обнародовали цифры господдержки российского кинематографа. Данные из специально созданной базы показывают, что треть фильмов, которые с 2015 года получили по 100 миллионов рублей и более, собрали меньше, чем на них потратили денег налогоплательщиков.

Издание «Ведомости» приводит примеры провалившихся в прокате лент. Это «Семь пар нечистых» Кирилла Белевича (119 миллионов рублей господдержки при сборах менее миллиона рублей в 2018 году), «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна по сценарию Маргариты Симоньян (100 миллионов господдержки при 70 миллионах на сборах) и «Рубеж» Дмитрия Тюрина (200 миллионов господдержки и 87 миллионов при сборах), сборы мультфильма «Баба Яга. Начало» c безвозмездной господдержкой в 138 миллионов оказались почти в 100 раз меньше — около 1,3 млн рублей.

Список должников возглавляет военная драма «Герой» с Димой Биланом в главной роли. Она вышла на экраны в 2016 году и задолжала Минкульту и Фонду кино 110 миллионов рублей.

Из базы данных финансирования российского кино государством также стало известно, что самым дорогим для бюджета (728 млн рублей) оказался фильм «Викинг» Первого канала. Большую часть средств, 613 миллионов, Фонд кино дал им безвозвратно, хотя сборы в прокате составили около 1,5 млрд рублей.

Все эти цифры в общем-то показывают одно — финансирование кино деньгами налогоплательщиков выглядит мягко говоря, не самым эффективным. Что, кстати, недавно отметила Счетная палата. Например, там удивились, что при распределении бюджетных субсидий не учитывается успешность проката предыдущих картин претендентов на господдержку. А отбором заявок занимаются экспертные советы Минкультуры, в составе которых работали представители киносообщества, являющиеся одновременно и крупнейшими получателями субсидий.

Обнародование данных о госзатратах на отечественное кинопроизводство, естественно, не осталось без внимания кинолюбителей из социальных сетей. Они традиционно используют информационный повод для широких обощений.

К примеру, кинозритель из Москвы Алексей пишет:

Другие не стали концентрироваться на отдельных кинодеятелях, а больше рассуждали о ситуации в целом:

Издание «Проект» в апреле писало, что подавляющее большинство фильмов, производство которых финансирует Фонд кино, проваливаются в прокате. Из изученных журналистами фильмов окупились только 19 картин, это всего 12%. Расследование указывает на еще одну причину неэффективности господдержки — деньги налогоплательщиков тратятся столь небрежно, потому что государство создает пропагандисткие фильмы.

«Эффективность» господдержки российского кино также наглядно видна в данных самого Минкульта. Несмотря на существенную долю российских релизов в прокате, их доходы не сопоставимы с голливудской продукцией. В отчете «Российская киноиндустрия 2018» от Фонда кино есть такая статистика:

На графике видно, что если доли выходящих на экран в стране российских и североамериканских фильмов не так сильно разнятся — 27,3% и 33,8%, — то разница в доходах впечатляющая — 70,2% у «североамериканцев» (читай — у Голливуда) и 24,5% у российского кино.

В заключении хочется напомнить, что крупнейшие киноиндустрии мира — американская, европейская и индийская вообще никаких денег из госбюджета на производство кинофильмов не тратят. Да, в Европе, в отдельных странах есть система протекционизма для местных кинолент, но выделять деньги налогоплательщиков на их производство никому в голову не приходит.

Почему в России по другому, можно рассуждать долго и это будет разговор не о кино. Отметим лишь, что при госфинансировании кинопроизводства получается, что россияне оплачивают отечественное кино дважды: сначала платя налоги, а потом покупая билет.

#Экономика и бизнес #Всегда актуально #Like
Подпишитесь