Posted 21 октября 2019, 15:51
Published 21 октября 2019, 15:51
Modified 30 марта, 15:43
Updated 30 марта, 15:43
Городу-музею под открытым небом нужна особая поддержка — а местные власти оказать ее не в состоянии. Это заметили уже и в Москве, где зреет решение о том, что за петербургскими памятниками федерального значения лучше присмотрит Минкультуры, чем местный КГИОП. Об этом же — доклад консультантов ЮНЕСКО, которые в беспокойстве за объекты всемирного наследия нагрянули в Северную столицу с проверками. Рядом с историческими памятниками возводят торговые центры, новостройки перекрывают вид на старинные усадьбы, наблюдения обсерватории прекращают из-за жилого комплекса по соседству. Почему историческое наследие на Неве сегодня оказалось фактически бесхозным?
Гигант в списке ЮНЕСКО
Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия появилась в 1972 году. СССР ратифицировала ее в 1989 году, а еще через год в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился самый крупный градостроительный объект — «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
Под «центром» подразумевается Невский проспект, Литейная часть, Адмиралтейская часть, Васильевский остров, Петроградская сторона и Острова. Среди объектов есть и отдаленные места — форты Кронштадта, крепость Орешек, Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ораниенбаум, научный городок И. П. Павлова на Колтушских высотах, Зеленый пояс Славы с Дорогой жизни и многое другое.
Цель Конвенции — объединить международное сообщество для охраны и поддержки мировых памятников культуры. Каждое государство, подписавшее документ, добровольно признает обязательства по сохранению своего культурного наследия для будущих поколений. Среди его прямых обязанностей — имплементировать международные нормы в национальное законодательство, учредить специальные органы для охраны объектов и обеспечить финансирование на реставрацию.
Казалось бы, цена за попадание в список ЮНЕСКО вполне разумная — ведь это не только вопрос имиджа и «мягкой силы» страны на международной арене, но и стабильные доходы от турпотока.
Пренеприятнейший ревизор из Парижа
В марте этого года в Петербург по просьбе градозащитников прибыли эксперты консультативной миссии Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как ни удивительно, но во время поездки им не удалось встретиться ни с представителями федеральных органов исполнительной власти, ни с главным архитектором Петербурга.
Свои рекомендации еще в июле эксперты отправили в МИД, Минкультуры РФ и правительство Петербурга. Однако до последнего времени широкой общественности об отчете ничего не было известно — на сегодняшний день отсутствует даже его официальный перевод на русский язык.
В руки петербургских отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) отчет попал буквально на днях — и свои источники градозащитники осторожно не называют.
Настоятельные рекомендации
Несмотря на мягкий дипломатический язык, содержание отчета очень жесткое. Так, международные эксперты заявили о недопустимости застройки «посредственного архитектурного качества» рядом с различными объектами — усадьбой Александрино, Чесменским дворцом, Пулковской обсерваторией.
Упоминаются в отчете и Колтушские возвышенности, и территории вокруг научного городка института физиологии академика Павлова, и даже здания на акватории Невы — например, в створе Таллинской улицы, где запроектирован дворец бракосочетаний.
«Миссия обращает внимание на посредственное качество архитектуры новых объектов — планируемых и уже построенных, которые не вписываются в тип исторической планировки и архитектуры, — заметил депутат ЗакСа Алексей Ковалев. — У нас тут фасадизм и садизм в одном флаконе. Прежде всего, речь идет о несоблюдении буферных зон вокруг объектов всемирного наследия. К примеру, она может достигать 11 километров — в рамках этой зоны не должно быть инородных диссонирующих элементов. По этому критерию даже непонятно, как Лахта у нас построена».
Отметили эксперты ЮНЕСКО и отсутствие особого статуса исторического центра Петербурга в российском законодательстве, плана управления и буферных зон объекта Всемирного наследия. Переводя с дипломатического на русский — ЮНЕСКО констатирует, что Российская Федерация — в лице Министерства культуры и региональных органов — фактически ничего не делает для защиты памятников от посягательств «строительной мафии».
Проблемное наследие
Особенно заинтересовались специалисты ЮНЕСКО жилым комплексом «Планетоград», который строится у Пулковской обсерватории.
«Директор обсерватории заверил миссию, что научные исследования и астрономические наблюдения в обсерватории не совершаются, — рассказывает лидер общественного движения „Сохраним Пулковскую обсерваторию“ Александр Шумилов. — Это ложь и подлог. У нас есть журнал наблюдений — и последнее проводилось 5 октября в этом году, телескоп был распакован, купол раскрыт. Перед лицом высокой международной дипломатии наши отечественные функционеры не побоялись соврать».
Эксперты ЮНЕСКО отмечают, что «масштаб построек и посредственное качество архитектурного ансамбля окажет значительное влияние на ландшафт, окружающий компонент и создаст сильную засветку, которая будет препятствовать астрономическим наблюдениям».
В отчете упомянута и дача Чернышева «Александрино», вид на которую перекрылся после реализации программы реновации ветхого жилья в 2017 году.
«На панорамы со стороны Петергофской дороги оказывается отрицательное воздействие. Посредственное архитектурное качество нового строительства, слабая работа с фасадами и использование дешевых материалов также противоречат тонкой композиции дворца», — пишут в отчете.
Беспокойство эксперты выразили и по поводу Чесменского путевого дворца, возведенного по приказу Екатерины II. Разрешение на строительство многоквартирного дома на углу улицы Гастелло и Московского проспекта выдали в 2016 году — новые постройки фактически блокируют вид на Чесменский дворец. Специалисты ЮНЕСКО отмечают, что все разрешения на строительство выдали после оценок воздействия проекта на наследия, которые финансировались заинтересованным лицом — застройщиком.
«Без охранных зон город сохранить не удастся. У нас застраивают все, что можно застроить. От Петербурга скоро вообще может ничего не остаться, — уверена Елена Малышева, председатель РОО „Охтинская Дуга“. — Власти удовлетворяют интересы застройщиков, игнорируя интересы всего человечества».
Вопрос президенту
«Первое наше требование к власти — обнародовать документ. Получили и молчат! — заявил депутат ЗакСа Алексей Ковалев. — Второе — дать поручения органам исполнительной власти, чтоб реализовать исполнение всех претензий. Через петербургское ЗакСобрание „продавить“ инициативу не получится: мы пошлем ее в совет законодателей РФ при Совете Федерации, там дадут отрицательный ответ, и в ЗакСе инициативу „зарубят“. Будет проще, если правительство РФ подготовит конкретное решение, и мы с ним уже будем работать».
К слову, в 2016 году Владимир Путин уже дал поручение всем регионам соблюдать конвенцию ЮНЕСКО — выходит, Петербург от его выполнения пока устраняется.
Впрочем, это не впервые: местный КГИОП уже дискредитировал себя, отказавшись выполнять требования центра по уходу за памятниками федерального значения в городе — снова выдавались разрешения на строительство рядом с историческими зданиями, а реставрация проводилась без историко-культурной экспертизы. Теперь федеральные памятники отдадут в ведение Министерства культуры России — по поручению президента соответствующий законопроект внесут в Госдуму до 31 октября. Это лишит КГИОП полномочий по контролю за 3761 историческими объектами в Петербурге.
Неразбериха происходит и в других местных органах. К примеру, на градостроительный совет при правительстве Петербурга не выносятся вопросы совета по культурному наследию. Взаимодействия между комитетами по архитектуре и культуре нет. Алексей Ковалев рассказал о том, что петербургское отделение ИКОМОС фактически захватили чиновники и коммерсанты от архитектуры.
«В прошлом году в ИКОМОС вступили представители нескольких архитектурных коммерчески ориентированных организаций. Потом — сотрудники комитетов. Сейчас из 200 членов ИКОМОС в Петербурге около сотни уже повязаны друг с другом административными связями. В мае на собрании эта компания добилась, чтобы исключить из состава совета ИКОМОС всех, кто писал заявление ЮНЕСКО», — сказал Ковалев.
Все-таки имплементируют
Возможно, ситуация переломится после того, как международные нормы имплементируют в отечественное законодательство. Такой законопроект внесут в правительство РФ в этом году.
В нем предусмотрены новые дефиниции из норм международного права: территория и буферная зона объекта всемирного культурного наследия, оценка воздействия планируемых работ на выдающуюся универсальную ценность памятника. Будет прописан и механизм согласования с ЮНЕСКО проектов строительства. За нарушение норм закона предусмотрят ответственность, которая будет регламентироваться уже действующим законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.
Вероятно, после того, как манипуляции с памятниками упорядочат на федеральном уровне, петербургские чиновники уже не смогут смотреть сквозь пальцы на новые человейники, то и дело возникающие в опасной близости от исторических зданий, дворцов и парков.
Анжела Новосельцева