Posted 9 октября 2019, 10:12
Published 9 октября 2019, 10:12
Modified 30 марта 2024, 15:49
Updated 30 марта 2024, 15:49
Любая коллекция, в которой собраны объекты культурного наследия, непременно должна быть доступна всем желающим. Об этом рассказали участники прошедшего накануне в «Росбалте» круглого стола, посвященного одной из ключевых тем предстоящих II Кочубеевских чтений — проблеме отношения потомков к памяти и наследию предков. Между тем мнения экспертов о том, какие музеи — частные или государственные — лучше справляются с задачей сохранения культурных ценностей, разделились.
Например, Екатерина Юхнева, создательница Музея-квартиры доходного дома им. Н.В. Юхневой и представительница семьи потомственных педагогов и краеведов, заявила, что никогда не передаст государству дорогие предметы наследия своих предков, так как думает, что они могут быть повреждены или вовсе утеряны. По мнению Юхневой, подобные вещи должны находиться под контролем самих владельцев.
В том, что в частных музеях нет ничего плохого с Юхневой согласна также куратор культурных программ Учебного центра подготовки руководителей (Кочубей-центра) Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге - Ирина Матвиенко.
«Если в России есть разделение на частные и государственные музеи, то большинство музеев за границей — как раз частные. И как показывает последняя тенденция, все большему количеству людей, которые владеют частными коллекциями, важно, чтобы их коллекции увидели все желающие», — рассказала Матвиенко.
Противоположное мнение высказал издатель, член Русского географического общества, представитель семьи И.Ф. Крузенштерна - Алексей Крузенштерн. Он считает, что лишь государство может уберечь и сохранить культурное наследие богатейших семей.
«Меня волнует не вопрос создания, а вопрос удержания и сохранения. Преимущественно, сохраняется только то, что находится на государственном хранении. Все, что в частных руках, по сути, умерло. Да, коллекционеры были, есть и будут. Но ими могут быть только люди особого темперамента, которые могут ходить в порванных штанах и дырявых ботинках, но хранить дома уникальный экспонат», — заявил Крузенштерн.
Также, по мнению эксперта, одной из главных проблем содержания культурного наследия в частных руках является деление наследства после смерти коллекционера. Так, Крузенштерн не раз был свидетелем настоящих войн за антикварные объекты между наследниками, что не приводило ни к чему хорошему.
С ним не согласился представитель дворянского рода Спечинских - Сергей Спечинский. Он не видит ничего плохого ни в государственных, ни в частных музеях. Отвечая на замечание оппонента, он заметил, что у него в семье «никто не пришел и не сказал, что портрет — мне, а комод —мне». По мнению потомственного дворянина, все дело в воспитании. Однако он не отрицает, что нет никакой гарантии, что будущие поколения могут повести себя иначе.
Также своими впечатлениями от опыта участия в подготовительной работе по реставрации и музеефикации замка Фаль в Эстонии поделился Алексей Крайковский - доцент Департамента истории Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. По словам ученого, у него несколько лет ушло на то чтобы установить взаимно уважительные отношения с людьми, с которыми он работал над реставрацией замка.
«Я изначально смотрел на них, как на людей, которые заслуживают уважения, ведь имея возможность потратить деньги на что угодно, они тратят их на реставрацию старинного замка», — поведал Крайковский.
Международные Кочубеевские чтения пройдут 10 и 11 октября в Учебном центре подготовки руководителей̆ (Кочубей-центре) НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург (г. Пушкин, ул. Радищева, 4).