Posted 3 октября 2019, 12:16
Published 3 октября 2019, 12:16
Modified 31 января, 23:54
Updated 31 января, 23:54
В этом году в РАНХиГС по целому ряду направлений бюджетные места были полностью отданы победителям и призерам олимпиад. В этом списке — «Международные отношения», «Менеджмент», «Экономика», «Реклама и связи с общественностью», «Правовое обеспечение национальной безопасности». Похожая ситуация сложилась и в ВШЭ. На таких направлениях, как «Клеточная и молекулярная биотехнология», «Городское планирование», «Язык и литература Японии» количество заявлений от олимпиадников превысило число бюджетных мест. По семи программам, в числе которых топовые сегодня «Бизнес-информатика», «Международные отношения», «Прикладная математика и информатика», вузу пришлось за счет собственных средств открывать дополнительные бюджетные места, чтобы высокобалльники ЕГЭ тоже получили возможность учиться.
Как рассказала директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, этот спор между олимпиадниками и высокобалльниками ЕГЭ тянется несколько лет. «Считается, что ЕГЭ все-таки отражает, насколько выпускник освоил обязательную программу, и даже часть „С“ заточена на задачи в рамках программы, в то время как олимпиады дают возможность оценить, умеет ли он решать нестандартные задачи, критически мыслить. Поэтому приравнивание победы на олимпиаде к 100 баллам ЕГЭ и право внеконкурсного поступления — это точка общественного согласия», — отметила Абанкина.
По ее словам, перечень олимпиад все время уточняется, согласовывается. Это действительно те олимпиады, которым органы власти выражают доверие. «Другое дело, когда согласовывают список олимпиад и льгот, которые они дают, не учитывается, что по отдельным наиболее востребованным и современным направлениям подготовки число выделяемых бюджетных мест очень невелико — буквально 25 или меньше. Если мы учтем, что право внеконкурсного зачисления есть не только у победителей и призеров олимпиад, но и у других категорий абитуриентов, то вдруг оказывается, что вот по этим самым приоритетным инновационным направлениям даже для стобалльников ЕГЭ мест не остается. Получается, мы их вытесняем из самых современных профессий, отдавая предпочтение олимпиадникам, что, наверное, не очень справедливо. Мне кажется, что задача министерства при формировании контрольных цифр приема — проанализировать эту ситуацию и расширить число бюджетных мест на таких направлениях, чтобы хотя бы половина из них или какая-то часть была предоставлена выпускникам, поступающим по ЕГЭ. Да, конечно, для этого потребуется реструктуризация контрольных цифр приема, может даже сокращение бюджетных мест там, где даже конкурса иногда нет, и они остаются не занятыми. Так или иначе, мне кажется, это ответственность Минобрнауки — при формировании контрольных цифр приема на следующий год учитывать сложившуюся ситуацию, предусматривать дополнительные бюджетные места на популярных и востребованных направлениях», — считает собеседница «Росбалта».
По ее словам, можно было бы установить процентное соотношение бюджетных мест для олимпиадников и егэшников. Это позволило бы создать для всех ребят равные условия и устранить существующий перекос. «Мы не первый раз с этим сталкиваемся. В целом по вузу ситуация может быть ровная, но когда мы начинаем смотреть по отдельным специальностям, оказывается, что там либо вообще не осталось мест на конкурс, потому что все они заняты победителями олимпиад, либо остается одно-два места. Получается, что люди сдают на высокие баллы ЕГЭ, демонстрируют очень хорошие результаты, но для них конкурс настолько высокий, что попасть на выбранное направление просто невозможно», — заметила она.
При этом стоит учитывать, что на ЕГЭ дается одна попытка, а попробовать свои силы на олимпиаде можно как минимум дважды, и обеспечить себе внеконкурсное поступление еще в 10 классе, став победителем олимпиады. По существующей практике на бюджетные места нередко претендуют олимпиадники и текущего, и прошлого года. При этом победа в 10 классе совсем не гарантирует, что ученик хорошо освоит обязательную программу в 11 классе.
«Чиновники неоднократно подчеркивали, что хотят установить планку по количеству баллов на профильном ЕГЭ для тех, кто поступает по результатам олимпиад. Но она намного ниже, чем для ребят, которые поступают без олимпиад. Так, олимпиадникам достаточно сдать профильный ЕГЭ на 60-70 баллов, а тем, кто поступает по конкурсу, нужно набрать подчас 98-100 баллов, и все равно — риск не пройти велик», — отметила Абанкина.
Да, сейчас победители и призеры олимпиад могут подать документы только в один вуз, и им нужно сразу определиться — в какой. «Но даже в этих условиях мы видим, что олимпиадников становится даже больше, чем бюджетных мест на тех востребованных направлениях, на которые они поступают. Сейчас вузы вынуждены сами решать проблему, и добавлять дополнительные бюджетные места, обучая высокобалльников за свой счет. Но это добрая воля вуза, а не обязанность, и вообще-то решать проблему — задача профильного ведомства», — заключила она.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, у министерства практически всегда остается резерв нераспределенных в результате конкурса бюджетных мест. И в случае, когда на одни и те же места претендуют одновременно победители олимпиад и стобалльники, можно было бы бюджетные места добавлять.
«Мне трудно оценивать в сравнении уровень стобалльников ЕГЭ и олимпиадников. В свое время было проведено специальное исследование, которое показало, что ребята, успешно сдающие ЕГЭ, и олимпиадники — это разные типы. И если последние больше ориентированы на самостоятельное творчество, первые в большей степени — на усвоение знаний. Сохранилось ли сейчас такое разделение, сказать сложно, поскольку ЕГЭ претерпел некоторые изменения. Но я хочу напомнить, что ни Эйнштейн, ни Менделеев, ни даже Садовничий не были бы стобалльниками ЕГЭ. И чтобы нам не противопоставлять одних другим, самое простое — резервировать специальные бюджетные места на такие случаи», — считает Смолин.
С другой стороны, никто не обещал всем, кто сдаст ЕГЭ на 100 баллов, поступление в вуз, считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. «Это вопрос выбора вуза, какой тип отличника ему нужен. Если им нужны люди, напичканные под завязку формальными сведениями, то это ЕГЭ. Если они хотят в своих стенах видеть студентов с нестандартным мышлением, способностью выходить за рамки условия задачи, находить оптимальный, а не единственный верный ответ, тогда это олимпиады. Хорошо, что есть два таких пути», — отметил он. При этом, по мнению Адамского, выпускнику и самому не мешало бы поинтересоваться, какой конкурс на том направлении, которое он выбрал, и кого туда принимают, чтобы определить для себя верную стратегию подготовки.
Анна Семенец