Posted 30 сентября 2019, 09:52
Published 30 сентября 2019, 09:52
Modified 30 марта, 15:53
Updated 30 марта, 15:53
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусматривает более эффективное и более оперативное доведение бюджетных средств до регионов, считает первый зампредседателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Ирина Гусева. Как заявила депутат корреспонденту «Росбалта», в результате и регионы смогут ускориться в реализации социальных программ.
По словам Ирины Гусевой, бюджет на следующий год станет более социально ориентированным. «Добавилось особое внимание здравоохранению — разделу „онкология“. Выделены дополнительные средства на ремонт и реконструкцию, модернизацию, приобретение оборудования, на профилактику онкологических заболеваний. Кроме того, мы несколько лет не индексировали материнский капитал. Он составлял 453 тыс. рублей, но теперь, с 1 января 2020 года, он составит 466 тыс. рублей. Мы его индексируем и каждый год будем индексировать, чего давным-давно не было», — сообщила парламентарий.
Ирина Гусева подчеркнула, что мониторинг ситуации с реализацией национальных проектов позволил увидеть несколько «болевых моментов», на которые следует обратить внимание в 2020 году. «Первое — это тотальный контроль за деньгами и эффективностью использования денег, которые приходят в регион. Второй момент — Минфин должен успевать после принятия бюджета с подготовкой внутренних нормативных документов, чтобы о деньгах, о своем финансировании, регион узнавал и проводил конкурс не в середине года. На проведение конкурса — будь то дорога, строительство или другой проект — требуется 60 дней. Теперь надо, чтобы мы приняли бюджет и уже региональные парламенты, формируя свою казну в ноябре—декабре, могли объявлять конкурсы с 1 января, не затягивая время. Чтобы дорогу не зимой делали, а своевременно. Чтобы мы успевали расторгнуть контракт с недобросовестным подрядчиком и оперативно принять в работу другого. Сейчас практика показывает, что очень много денег не реализовано в регионах — они становятся „переходящими“ или возвращаются назад, — а та задача, которая поставлена президентом — деньги должны до людей дойти в виде новых водоводов, новых ФАПов и т. д. — не везде выполняется», — объяснила депутат.
Гусева констатировала, что кроме «человеческого фактора», нерасторопности чиновников, есть и объективная проблема: в федеральном центре недостаточно оперативно после принятия бюджета принимаются внутренние документы, распоряжения для работы с регионами. Поэтому в первом чтении закона будет важно рассмотреть и межбюджетные отношения.
«Еще один важный акцент. Если раньше при финансировании программ софинансирование формировалось по принципу — 20% дает федерация, а 80% выделяет регион, потом стало „30 на 70“, потом „50 на 50“, затем „60 на 40“, в последнее время — „80 на 20“, то сейчас очень многие федеральные программы будут финансироваться: 95% федерацией, 5% регионами. Поэтому если местные чиновники оперативно не примут участия в реализации на своей территории бюджетных отношений с федерацией и не поучаствуют в программах — это будет не рачительно и не по-хозяйски», — отметила Ирина Гусева.
Напомним, что в Думе начинается рассмотрение проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».