Posted 11 сентября 2019, 15:52
Published 11 сентября 2019, 15:52
Modified 30 марта, 16:00
Updated 30 марта, 16:00
Зря клевещут, что в России нет выборов. Есть, просто не на избирательных участках. Если нельзя выразить свое отношение к политикам с помощью галочки в бюллетене (их скудный ассортимент далеко не всех устраивает), то можно поставить дизлайк клипу «Хлопну бургер за здоровье Собянина». Тому самому политическому каминг-ауту рэперов Тимати и Гуфа, который случился накануне выборов и стал в итоге своеобразной графой «против всех».
Собственно, почему люди, в основном молодые, так активно дизлайкали этот гимн Москве? Не самый, кстати, подхалимский — противнее видали. Да просто в данный момент он оказался неуместен, как свадебный марш на похоронах. Не зря в соцсетях песню тут же наложили на видео летних избиений москвичей «космонавтами». На этом фоне рифма «в пятом поколении коренной москвич, не хожу на митинги и не втираю дичь» выглядит уже не политической позицией, а просто аморальной.
Очевидное лицемерие и вранье минувшей избирательной кампании, против которых, собственно, и протестовали люди на улицах, оказались так густо сконцентрированы в этом произведении северокорейской эстетики, что даже удивительно, как это не почувствовали рэперы, сам смысл творчества которых — улавливать, чем дышат слушатели, попадать в нерв уличных настроений, соблюдать жанр. В YouTube, где главная ценность сегодня — искренность, провластный контент неизменно терпит провал.
Еще можно понять, когда старые мастера культуры не успевают за молодежью и сменой трендов. Но оказалось, и Тимати с Гуфом выпали из повестки. Особенно странно было слушать постфактум слезливое видеообращение Гуфа, где он клянется, что не взял за клип ни рубля, «вписался на энтузиазме», просто хотел «сделать красиво» про Москву и даже не знал, что 8 сентября «выбирают Собянина».
Может, парень действительно не в курсе, кого и куда выбрали в минувшее воскресенье, но неужели он настолько далек от политики? И если краем уха все-таки слышал про митинги, то почему не уточнил, кто там куда и зачем выходил. Для погружения, так сказать, в материал. Или ему слова политтехнологи выдали, а он просто срифмовал?
В объяснения Тимати, что и он вписался в этот проект лишь по движению души, а не корысти ради, верится еще меньше. Мужчина все-таки не первый день бизнесмен и патриот. И вряд ли добился бы таких успехов в современной России, не понимая, что сколько стоит. А сегодня он мало того, что был вынужден убрать клип из YouTube, так еще и над старыми его произведениям нависла угроза обструкции. Не успевшие дизлайкнуть «бургер» спешат сделать это под песней Тимати «Мой друг — президент Путин». И число дизлайков стремительно растет.
Если волна гражданского возмущения не схлынет, придется и этот клип зачищать, а это уже, считай, большая политика. И кто больше Тимати ценен: Путин или народ? Путин, конечно, равен целой России, как давно объяснил нам нынешний спикер Госдумы, но все бургеры рэпера-бизнесмена он точно не съест и все толстовки со своим портретом не купит.
В неловкое положение попала и Диана Гурцкая, накануне выборов спевшая во славу секретаря московского отделения «Единой России» Андрея Метельского, который в пятый раз шел в Мосгордуму, но был выбит из потертого седла «умным голосованием». Певица, может, рассчитывала на долгий контракт с властью, а осталась лишь с сомнительной строчкой в портфолио. Не считая гонорара, конечно.
Вообще, этот летний политический сезон многих мастеров культуры вынудил определяться, с кем они. Одни привычно выбирают организованные властями фестивали шашлыка или варенья, другие — выступают на оппозиционных митингах, третьи (их большинство) на время затаились, но, судя по тренду, и им рано или поздно придется делать свой выбор, вникать в политическую повестку. Чем ниже рейтинги власти, тем сложнее любимцам публики усидеть на двух стульях: и зрителей не потерять, и без бюджетного финансирования не остаться.
С одной стороны, когда народ пятый год подряд беднеет и все больше граждан переходят в ряды прекариата, припасть к госбюджету вроде как вернее. С другой, если театры и концертные залы перестанут заполняться, не спросит ли вдруг строго прокуратура, на что потрачены государственные средства.
Да и без обратной связи со зрителем не бывает настоящего искусства — так, дешевая имитация, эрзац. Оттого и пустеют кинотеатры на показах отечественного патриотического продукта, как бы ни старался министр культуры продвигать российское кино, всеми правдами и неправдами задвигая западное. Кино — не сыр под санкциями, хороший кинопродукт пока еще можно в интернете посмотреть.
Кстати, бизнес тоже под угрозой онлайн-протестов. Граждане все чаще устраивают социальные бойкоты и снижают рейтинги заведениям, которые выбрали «сторону зла». Пишут отрицательные отзывы на страничках отелей, выдавших омоновцам убегающих протестантов, ресторанов и служб такси, выкативших иски об ущербе в адрес митингующих. Вполне возможно, что такова политическая позиция их руководителей, но тогда пусть не обижаются, что у потенциальных клиентов тоже есть свои политические взгляды.
Глядишь, завтра многие задумаются, почему в странах с устоявшейся демократией представители бизнеса и культуры предпочитают быть вне политики. Дешевле обходится.
Виктория Волошина