Posted 4 сентября 2019, 09:50
Published 4 сентября 2019, 09:50
Modified 30 марта, 16:04
Updated 30 марта, 16:04
В Польше прошли мероприятия, приуроченные к дате, когда, согласно официальной версии, началась Вторая Мировая война. Россия не была приглашена в Варшаву, поскольку, как заявил президент Анджей Дуда, СССР в 1939 году был союзником Германии, а Россия сегодня продолжает агрессивную политику. С нашей стороны посыпались обвинения в русофобии и передергивании истории. Показательно, что многие из высоких чинов, которых пригласили на мероприятие, представляли страны, которые с не меньшими основаниями можно назвать поджигателями Второй Мировой.
Клио, одна из олимпийских муз и покровительница истории, была дочерью Зевса и богини памяти Мнемозины. На роду ей было написано являть собой образец строгости и благопристойности. Однако из-за ссоры с Афродитой Клио потеряла благоразумие и в результате пылкой и случайной страсти родила Гиацинта. Не могу не напомнить, что этот внешне неотразимый персонаж греческой мифологии, которого сначала полюбил, а потом убил Аполлон, стал символом нетрадиционных отношений.
Судьба ветреной Клио полностью соответствует той роли, которую играет история в современном обществе. Задирать подол Клио — любимое занятие политиков, а сама муза благосклонно принимает ухаживания. Перелицовка событий длится веками, история стала послушной служанкой и с течением времени потеряла стыдливость до состояния непристойности. По моему убеждению, история лишилась права считаться наукой. Ибо наука неподкупна и имеет отношения не с человеком, а с Природой. Если бы Зевс собрал своих дочерей, то покровительница астрономии Урания брезгливо отвернулась бы от сестрицы Клио.
В 1948 году Уинстон Черчилль поставил точку в монументальном труде «История Второй Мировой войны». Книгу он написал по горячим следам, когда временно ушел в политическую тень и еще не произнес Фултонскую речь. Вспоминая 1938 год, когда Польша на пару с фашистской Германией полакомилась при разделывании Чехословакии, Черчилль написал, что Польша «с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства». Варшава наотрез отказалась пропустить через свою территорию войска СССР, предложившего помощь Чехословакии. Ради объективности надо признать: опасения того, что транзит обернется постоянной дислокацией, с учетом особенностей советского режима, не были беспочвенными.
Пилсудский стал первым лидером Европы, который в 1934 году заключил пакт с Гитлером. Во многих мемуарных источниках сохранились воспоминания, как высокие польские чины подталкивали немецких политиков начать совместную войну на Востоке, с передачей Польше советских земель и непременным выходом к Черному морю. Именно неуступчивая позиция Польши уже в августе 1939 года, незадолго до визита Риббентропа в Москву, привела — об этом пишут английские и французские исследователи — к тому, что переговоры о заключении военного союза между СССР, Великобританией и Францией были сорваны.
Как бы в начале XXI века мы ни относились к пакту Молотова-Риббентропа, а мнения возможны самые полярные, факт состоит в том, что СССР был последней страной в Европе, которая заключила мирное соглашение с Германией. И еще факт: после нападения Германии на Польшу и вхождения Красной Армии в Польшу, Франция и Великобритания объявили войну Германии, но никак не СССР. И не отмечено сопротивления Красной Армии, которая продвигалась по Польше и занимала территории, населенные в большинстве украинцами и белорусами и потерянными в ходе прежних войн.
Отношения России и Польши обострились не сегодня и не вчера, они веками складываются чрезвычайно болезненно. Как только сформировалась национальная идентичность, русские и поляки стали точить друг на друга ножи и копить обиды. Такого отношения не было еще в XVI веке, когда Иван Грозный претендовал на польский трон, но шляхта выбрала Стефана Батория. В Москву чуть позже на царство с боярскими грамотами звали королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III, который, согласно письменным источникам, считал русских врагами веры Христовой. Не мешало, практически родной человек. Придуманный в новейшие времена в России государственный праздник 4 ноября, который приурочен к изгнанию поляков из Кремля, выступавших якобы в роли интервентов, — это еще один исторический миф. Российская власть признала миф выгодным, как сегодня польская элита одобряет выгодную ей трактовку событий 1939 года. Муза Клио никогда не скажет, что ей прислуживаться тошно.
Я вот, к примеру, готов представить свои доказательства того, что была только одна Мировая война, которая началась 1 августа 1914 года и продолжалась с коротким перемирием до 2 сентября 1945 года. Пакт Молотова-Риббентропа — лишь незначительный эпизод этой войны. Закончилась война не благодаря гению политиков и полководцев, а вследствие атомного изобретения физика Роберта Оппенгеймера. У меня наготове стройная цепочка доказательств, если кому нужно…
Только что президента России Владимира Путина в Улан-Баторе встречал почетный караул монгольской армии в одеждах эпохи Чингисхана. Восемь веков назад этот добрый человек направил свою орду на Русь. В 1223 году состоялась битва на Калке, которая привела к поражению русского войска, монгольскому игу и погибели земли Русской. Многие историки доказывают, что именно монгольское иго отбросило Россию в арьергард Европы и теперь нам приходится вечно догонять Запад. То есть из-за монголов нам надо постоянно жить в режиме мобилизации и думать о модернизации. Любопытно, сколько пройдет веков до того момента, когда во время визита президента России в Берлин его будет встречать почетный караул в форме вермахта, и возможно ли такое вообще? Страшно представить, форма может быть, по нынешним меркам, еще хуже…
Мифы, которые выглядят для нас вечными и святыми, неизбежно станут безразличными для наших потомков. Как скоро это произойдет, неизвестно. Может быть, очень быстро, ведь поток времени ускоряется. Вы уверены, что страсти вокруг переписывания истории Второй Мировой не оставляют равнодушными сегодняшних школьников? Утечка молодых мозгов из России — это бурный поток. Но вот Белоруссия, которая по числу жертв на тысячу человек пострадала во Второй Мировой больше, чем любая другая страна. Казалось бы, Запад должен вызывать у этого народа генетическое отторжение. Но лучшие выпускники школ Белоруссии ориентируются уже не на Россию, а на Польшу. В Белоруссии множество благотворительных фондов из Польши, много частных школ с польским языком. Обычная картина — половина класса после выпускных экзаменов направляется в Польшу. Юношам несложно получить «карту поляка», которая дает право бесплатно учиться в польских университетах, где стипендия несопоставимо выше, чем в России.
Суровая правда жизни такова, что молодежь, вопреки красноречию защитников справедливой истории, скорее поверит в фальшивую легенду. Потому что политики, предлагая свою систему исторических мифов, должны думать не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. Верят не тому, кто прав, а тому, кто сильнее. Просто потому, что так удобнее жить. Политику, который танцует музу Клио, надо, прежде всего, накормить тех, кто смотрит на это действо. И убедить в том, что это не прощальный танец…
Кстати, не отплатить ли нам президенту Монголии ответной любезностью и не встретить его во время ответного визита почетным караулом в одеждах эпохи Ивана III, когда произошло Стояние на Угре, которое грозит стать новым государственным праздником? Что с того, что это сомнительное с точки зрения фактов событие…
Сергей Лесков