Posted 14 мая 2019, 15:15

Published 14 мая 2019, 15:15

Modified 30 марта, 16:52

Updated 30 марта, 16:52

Не ждали, а готовились

14 мая 2019, 15:15
ФСБ два года в упор не видела анархистов, готовящих революцию в России. А те даже отрабатывали захват поста ДПС. Теперь говорят: «Мы же серьезные террористы».

Российские анархисты готовились к перевороту наподобие украинского, когда к власти могут прийти националисты. Для этого даже отрабатывали захват поста ДПС в Московской области. Почти два года все происходило при попустительстве ФСБ, которое «проснулось» лишь в январе 2018-го. Так те события выглядят в изложении участника террористического сообщества «Сеть»* Игоря Шишкина. Во вторник он дал показания в суде, обличая своих товарищей.

Игорь Шишкин — один из тех, кто уже выслушал приговор по делу молодых активистов, якобы планировавших вооруженный захват власти в России. Исходя из версии обвинения, все должно было произойти во время президентских выборов или Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но не сложилось. Силовики задержали девятерых человек, им предъявлены обвинения по различным статьям УК, в том числе в участии в террористическом сообществе и незаконном хранении оружия.

Широкую огласку уголовное дело получило, когда ряд обвиняемых заявили о пытках; в свою очередь силовики эти обвинения категорически отрицали. Во вторник процесс против семи фигурантов начался в Пензе. В это же время показания в Петербурге давал Игорь Шишкин — он ранее признал свою вину и получил 3,5 года колонии общего режима.

Удары током и много интересных штук

В зал 224 гарнизонного военного суда Шишкина ввели в наручниках и в сопровождении адвоката. Сейчас молодой человек отбывает назначенное наказание.

Игорь Шишкин, родился в 1991 году в Ленинграде. Женат, — начал он.

Один из обвиняемых Виктор Филинков перед допросом отметил, что у свидетеля есть основания для его оговора, так как тот подписал досудебное соглашение и должен держать себя в его рамках.

— А клеветать-то ему зачем? — удивился судья.

— Потому что он в досудебном соглашении обязуется обличать террористическое сообщество. А до этого в лесу он получал удары электрическим током. И много других интересных штук было, — ответил обвиняемый.

Тем не менее суд начал допрос. По словам Шишкина, с Филинковым он познакомился в начале 2016 года, когда у того завязались отношения с будущей супругой Александрой Аксеновой. С Бояршиновым познакомились «ближе уже ко всему этому делу» через общих знакомых.

— Каких взглядов вы придерживались? — поинтересовалась прокурор Екатерина Качурина.

— Я интересовался анархизмом. Мне это было интересно, — ответил Шишкин, но не смог пояснить, чем именно его привлекла эта идеология. Зато он рассказал, как в 2016 году узнал о сообществе «Сеть».

— Когда у нас был сбор в лесу, приехали ребята из Пензы и предложили объединить усилия для получения различных навыков. Пригласил кто-то из наших общих товарищей и знакомых. В деле они указаны как Полина и Егор.

— А кто из обвиняемых находился там?

— Филинков не находился, Бояршинов находился.

Осужденный рассказал, что ячейки этого сообщества существовали в Санкт-Петербурге, Пензе и Москве. «Отделения» в Северной столице именовались «Иордан» и «Марс». Названия были вполне условные.

— Кто был вдохновителем? — уточнила Качурина.

— Это был человек, который фигурирует под именем Тимофей из Пензы. Но я с ним даже не виделся.

— Целью «Сети» что было?

— Я не могу сказать, что это была какая-то одна общая цель. Каждый что-то свое подразумевал, мы обсуждали, что-то дорабатывали по поводу политики. Кто-то готовился к радикальным сценариям. Но это все было на таком дискуссионном уровне. Не было четкого приказа сверху. Обсуждалось, что в стране может сложиться ситуация нестабильная, как на Украине, где можно наблюдать кризис власти. И власть бы получили какие-то непонятные круги, в том числе нацистские, военизированные.

Захват поста ДПС и свержение строя

Свидетель уточнил, что молодые люди проводили тренировки по овладению навыками оказания медицинской помощи, промышленным альпинизмом. Все эти навыки якобы могли потребоваться в будущем. У самого Шишкина была роль медика — он неплохо разбирается в физиологии. У Бояршинова — инженера, у Филинкова — связиста. В ходе тренировок молодые люди использовали макеты массо-габаритных автоматов Калашникова и страйкбольное оружие.

— Захват здания отрабатывали?

— В Ольгино здание заброшенное, там отрабатывались действия какие-то.

— С перспективой на что?

— Не было каких-то планов особых, просто отрабатывали.

— Устав имелся в этой «Сети»?

— Устав нет, свод демонстрировался пензенскими ребятами в начале 2016 года. Это была суть тезисов о структуре предполагаемой организации, распределение ролей и наброски политических тезисов.

— А почему вы вышли из этой организации?

— Я изначально не очень был согласен со всей этой позицией, потом еще больше стал, — пожал плечами Шишкин.

— Кто-либо из Сети призывал к насильственной смене политического строя?

— В процессе дискуссии какие-то тезисы люди высказывали различные.

Адвокат Филинкова Виталий Черкасов уточнил, было ли основной целью «Сети» свержение действующего строя. Шишкин уклонился от ответа.

— Если это следует из документов, которые приобщены к делу.

— А вы как к этому относитесь?

— Я не знаю, как к этому относиться.

— А что взамен? — продолжил Черкасов, но вновь не получил четкого ответа.

— Мы больше интересовались анархизмом, поэтому мы дискутировали с этой точкой зрения.

— А вы обсуждали в рамках «Свода» убийства других граждан? Как вы к этому относитесь?

— Отрицательно.

— Вы смогли бы? — спросил адвокат, но суд снял вопрос.

Слово взял Филинков, к свидетелю он обратился на «вы».

— Игорь Дмитриевич, что вы можете рассказать про пытки?

— Какие пытки?

— Применяемые к вам.

Шишкин не успел даже вдохнуть для ответа, как суд снял вопрос. Но Филинков продолжил.

— Считая себя участником террористического сообщества, почему ты не сдался полиции?

— Снимается вопрос, это его личное дело, — устало сказал судья.

Шишкин вспомнил, как в Московской области анархисты отрабатывали захват поста ДПС.

— Кто-то предложил это как игровую практику с такой условной целью. Была поставлена задача — захватить пост ДПС с целью завладения табельным оружием, но не было уточнено — что с ним потом делать.

— Здание ДПС-то захватили? — уточнил судья.

— Мы же серьезные террористы, — ответил Шишкин.

Илья Давлятчин

* — террористическое сообщество «Сеть» запрещено в России.

Подпишитесь