Posted 6 мая 2019, 15:08
Published 6 мая 2019, 15:08
Modified 30 марта, 16:55
Updated 30 марта, 16:55
Дают ли США карт-бланш на разруливание венесуэльского кризиса Кремлю, или Дональд Трамп просто троллит своих оппонентов по внутренней американской политике при помощи активизации общения с Владимиром Путиным? Это главный вопрос, который начал активно обсуждаться после практически часовой телефонной беседы двух президентов. Причем, судя по всему, точного ответа на него нет даже в Кремле.
Известно, что Дональд Трамп любит большие сделки, ради заключения которых он подчас прибегает к прямому шантажу своих союзников, включая даже таких ближайших, как Европейский Союз, Канада или Япония.
Схема часто одна и та же: вначале Трамп делает позитивные публичные заявления, захваливая оппонентов. Договаривается с ними предварительно о чем-то. Но затем, в стиле тренинга по «эффективным продажам», прямо перед сделкой выдвигает новые требования и претензии, а то и просто отказывается от ранее данных обещаний, объясняя, что ничего такого он в реальности не гарантировал, а переговорная позиция должна быть подвижной. В такую ловушку уже попал не один мировой лидер, включая, надо сказать, и российское политическое руководство.
В общении с Кремлем раньше у Трампа для регулярного усиления давления был железный аргумент — расследование спецпрокурора Мюллера, которое всегда могло ударить по американскому президенту, если его удастся обвинить в каком-нибудь сговоре с Россией. Теперь, однако, оно закончено. И вот Трамп демонстративно звонит Владимиру Путину и целый час обсуждает с ним проблемы двусторонних отношений, в первую очередь — Венесуэлу.
«У меня был долгий и очень хороший разговор с президентом России Путиным. Как я всегда говорил, еще задолго до того как началась охота на ведьм, ладить с Россией, Китаем и всеми — это хорошо, а не плохо», — отметил президент США. И вдобавок рассказал, что разговор не только прошел отлично, но еще и Владимир Путин заверил его, что у России нет никакого желания вмешиваться в ситуацию в Венесуэле.
Еще пару лет назад, когда в России еще не привыкли к стилю Дональда Трампа, эти заявления вызвали бы настоящий взрыв оптимизма: все ждали, что вот-вот и отношения Москвы и Вашингтона наладятся. Примерно в этом ключе, кстати, продолжают комментировать эту историю в соцсетях и многих СМИ. Но не в Кремле. Там демонстративно осторожны в оценках. На слишком оптимистичной реакции на заявления Трампа Москва уже обжигалась.
Начать с того, что слова американского лидера можно понять вовсе не как намерение не лезть в Венесуэлу и оставить русским разбираться с проблемой, а как намек Владимиру Путину — не вмешивайся в дела этой страны. Трамп приписывает российскому коллеге слова, которые тот вряд ли говорил.
Кроме того, накануне встречи и обсуждения все той же Венесуэлы с главой российского МИД Сергеем Лавровым в Хельсинки, госсекретарь США Майкл Помпео жестко требует, чтобы русские «убирались» из Каракаса. Все это вряд ли может свидетельствовать о смягчении американской позиции и выглядит куда серьезнее, чем публикации отдельных американских медиа, спекулирующих на том, что позиция Трампа якобы провоцирует полноценный внутренний конфликт в его администрации.
Москва поэтому пока молчит. Отвечает за нее (если это можно назвать ответом) руководство Венесуэлы. Приехавший в Россию глава МИД этой страны Хорхе Арреаса после переговоров с российскими коллегами бодро сообщил, что российская военная миссия в Каракасе может быть расширена, ну а венесуэльский президент Николас Мадуро готов приехать на Петербургский международный экономический форум и там встретиться с Владимиром Путиным. Это более чем ясный ответ на реплику Помпео, потребовавшего, чтобы Россия убиралась из Венесуэлы, с учетом того, что эти инициативы не могли появиться без ведома Кремля.
Однако на новое обострение Москва не идет, ожидая, что Трамп не словами, а делами объяснит, что же он имел в виду в разговоре с Владимиром Путиным. Даже Мадуро пока не получил из Кремля добро на поездку в Россию. Как любит говорить глава российского МИД Сергей Лавров: в матче, который США и РФ играют на венесуэльской территории чужими, в основном, руками, мяч сейчас на стороне американцев. От них зависит, будут ли игроки и дальше лупить изо всех сил по воротам друг друга или попытаются пойти на «договорняк», сыграв вничью.
Иван Преображенский