Posted 1 мая 2019, 09:07
Published 1 мая 2019, 09:07
Modified 30 марта, 16:56
Updated 30 марта, 16:56
Присущая белорусской власти закрытость и нежелание общаться со СМИ периодически ей «вылазит боком». Например, череда громких арестов людей, приближенных к Александру Лукашенко, сейчас скрыта за пеленой молчания официальных лиц. Даже белорусские «чекисты», производившие все аресты, отказываются от официальных комментариев. А значит, интересующейся публике приходится опираться на неофициальную информацию «из кулуаров», сливы, домыслы и комментарии экспертов.
«Втюрин — один из самых давних и верных соратников Лукашенко, он работал его охранником с 1995 года. Не менее важно и то, что все последние 25 лет Андрей Втюрин был вхож в самый ближний круг общения Лукашенко, в его семью. Вплоть до того, что младший сын президента, Коля, буквально рос на руках у папиного охранника, — рассказывает „Росбалту“ источник в белорусских спецслужбах. — Но такая взятка выглядит смешно для тех кругов, о которых идет речь. Там подобные расчеты — это норма. Так что реальная причина ареста — в другом. Поговаривают про заговор, но я думаю, что дело все же в слишком близких отношениях Втюрина с российскими спецслужбами».
Последнюю версию поддерживает и другой источник «Росбалта» в белорусских силовых структурах: «Андрея Втюрина задержали за неоднократные и многочисленные сливы информации российским ФСБ и ФСО. Он не шпион в обычном смысле, его связи достались ему „в наследство“ из прошлого. Он сам россиянин, учился, работал и дружил с коллегами из российских спецслужб. В ситуации, когда налицо большой конфликт между Москвой и Минском, подобное поведение для человека из ближайшего окружения Лукашенко — недопустимо. Вот его и убрали». Кстати, заодно ведь «убрали» и российского посла Михаила Бабича — вряд ли это случайность.
Впрочем, из-за уже упоминавшегося «гробового молчания» официальных лиц версии, связанные с арестом Втюрина и других чиновников, плодятся одна за другой. В белорусском экспертном сообществе говорят следующее: дескать, Лукашенко дал отмашку на зачистку «русской партии» в силовых, государственных и бизнес-структурах Белоруссии, из-за чего в течение ближайшего месяца пройдет еще серия арестов. Один из источников утверждает, что якобы разоблачен целый антилукашенковский заговор, ядром которого была группа из 5-6 генералов и полковников, в основном из системы Минобороны и МВД. Его целью было недопущение переизбрания Лукашенко на пост президента. Мотив — коллапс экономики страны, постоянное самодурство «Батьки». Разрабатывалось сразу несколько сценариев, от подготовки и поддержки реального соперника Лукашенко на выборах до его изоляции и физического устранения.
Альтернативу действующему президенту заговорщики (якобы) видели в его старшем сыне Викторе. Его считают «мотором» всей затеи. Однако именно он и «слил» в итоге информацию о заговоре. Есть, однако, версия, что заговор был сознательно инспирирован Александром Лукашенко и его ближайшим окружением. Последствия происходящего — усиление КГБ, уныние в руководстве армии и милиции, усиление давления на РФ.
В контексте происходящего, наверное, не случайно упоминают Виктора Лукашенко. Во-первых, он (официально) помощник отца по национальной безопасности. То есть курирует все силовые структуры страны. Во-вторых, в последнее время ходят слухи о его грядущем назначении губернатором Гомельской области (место вакантно, предыдущий глава области Владимир Дворник стал вице-премьером). А две недели назад Виктора Лукашенко назначили на должность вице-президента Национального олимпийского комитета — заместителем отца в НОК. Что глубоко символично. Все это увязывают с предстоящим транзитом власти в стране. Николай Лукашенко еще слишком молод — ему всего 14 лет. Средний сын Дмитрий — человек совершенно не амбициозный. Остается Виктор, старший сын, известный как друг Рамзана Кадырова и Александра Залдостанова. Но у него явно не хватает управленческого опыта — отсюда и планы отправить его поруководить областью, прежде чем доверить страну.
В любом случае, окончательное решение о преемнике Лукашенко, судя по всему, еще не принято и все это может остаться просто слухами. Самая большая проблема Виктора — он непубличен, а тот образ, который извне придется ему создавать (это будет образ прогрессивного демократа-реформатора и западника, любой иной формат вызовет жесткое отторжение), не очень соответствует тому, как его воспринимают в белорусском обществе.