Posted 28 марта 2019, 16:32

Published 28 марта 2019, 16:32

Modified 30 марта, 17:12

Updated 30 марта, 17:12

Помогут ли солнце и ветер Киеву «уйти» от Москвы

28 марта 2019, 16:32
Альтернативная энергетика, с помощью которой украинцам обещают добиться энергонезависимости, оказалась кое для кого способом получения сверхдоходов.

В России многие уверены (благодаря СМИ), что Украина полностью зависима от РФ в области энергетики. Но это не совсем так. Например, она не только полностью обеспечивает себя электричеством, но еще и продает его соседям. В том числе и это дает возможность руководству страны второй год подряд утверждать, что Украине удалось порвать с энергозависимостью от РФ. В том числе при помощи альтернативных источников энергии — солнца и ветра. Многим простым украинцам приятно слышать подобные утверждения, но постоянно растущие тарифы и привычка не доверять полностью своей власти вызывает два вопроса: так ли это на самом деле и каковы перспективы?

Чтобы разобраться самостоятельно, приходиться выуживать весьма противоречивую информацию, из той, что есть в свободном доступе. Дело лишь на первый взгляд несложное, но слету найти полноценный обзор с вразумительными цифрами вряд ли кому из обычных «чайников» удастся. И сама отрасль сложна, и схемы технического и финансового взаимодействия запутанны. Единственный бесспорный вывод, напрашивающийся в самом начале: украинской электроэнергетикой, кроме неуклюжего внутреннего администрирования, управляют частные интересы, и она постоянно подвергается мощному внешнему давлению и ограничениям со стороны некоторых, конкурирующих между собой на энергорынке, государств.

В первом же приближении ситуация выглядит так. На атомную, самую дешевую и самую опасную энергию в минувшем году пришлось чуть более половины из общего объема производства — 84,398 млрд. квт-часов (на 1,4% меньше, чем в 2017-м). Больше трети электроэнергии выработали теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали — 58,808 млрд. квт-часов (+5,3%). Гидростанции, влючая аккумулирующие, — 12,008 млрд. квт-часов (+13,6%). И наконец, станции, использующие возобновляемые источники (солнечные, ветровые, работающие на биомассе), произвели 2,632 млрд. квт-часов, дав и самую серьезную прибавку по сравнению с 2017 годом — 38,8%. Всего же Украина произвела 155,4 млрд квт-часов электроэнергии (+2,5%).

Впрочем, не так давно было и под 200 млрд, но уровень производства на душу населения страна сохраняет, успешно уменьшая количество этого самого населения. Ну, и чтобы было еще с чем сравнивать: Россия производит примерно 1,1 трлн квт-часов электроэнергии, то есть все же значительно больше на ту же самую «душу», чем страна-соседка, однако Украина вполне сравнима по этому показателю, например, с Великобританией. В общем, бывшая советская республика отнюдь не «страна-электрокарлик».

Атомные электростанции

По количеству энергетических реакторов Украина занимает 10-е место в мире. Запорожская АЭС с 6 энергоблоками общей установленной мощностью 6000 МВт является крупнейшей в Европе. Кроме этого, страна входит в топ-10 по запасам и добыче урановых руд. Однако украинские атомщики не могут самостоятельно обогащать ядерное топливо и производить «таблетки» для собственных АЭС.

Покупаются они у российской компании «ТВЭЛ» и американо-японской Westinghouse Electric, имеющей производство в Швеции. Продукция Westinghouse действительно с 2005 года постепенно вытесняет российское топливо и используется уже на 6 из 15 энергоблоков украинских АЭС. В прошлом году третий энергоблок Южно-Украинской АЭС удалось полностью перевести на топливо шведского производства, в 2020 году планируется сформировать активную зону второго энергоблока этой же станции, а еще через год на топливо Westinghouse должен быть переведен третий энергоблок Ровенской АЭС.

Тенденция действительно заметна, однако заявления Порошенко о том, что Украине удалось окончательно порвать с зависимостью от России не вполне корректны. По итогам 2018 года Украина закупила для своих атомных электростанций ядерного топлива на общую сумму $523,1 млн, в том числе у России на $374,6 млн (71,6%), а у Швеции — на $148,5 млн (28,4%). Можно при этом назвать поставки из РФ «незначительными»?

Тепловая энергетика

Чтобы понять, насколько Украине удалось «освободиться» от России во втором по масштабу секторе, не нужно проводить глубоких исследований. Основное топливо для ТЭС и ТЭЦ после газа — уголь. С газом все понятно, он стал дорогим, а план прошлого года по увеличению собственной добычи почему-то недовыполнили. А что с углем, ведь говорили, что Пенсильвания покроет все потребности? Да, Трамп подкинул немного, но больше всего Украина продолжает закупать его у Российской Федерации.

Всего за 2018 год было импортировано угля на сумму $3,036 млрд, в том числе из «страны-агрессора» на $1,82 млрд, то есть 60% всех поставок. На втором месте США с $1,06 млрд. В прошлом году Украина увеличила импорт угля почти на $300 млн, и почти целиком это российская доля.

Кстати, когда активисты-националисты вынудили Порошенко подписать указ о прекращении торговли с Донбассом, он предупреждал, что этот шаг скажется на каждом украинце. Так и вышло, теперь с ДНР и ЛНР не торгуют напрямую, но часть добытого там угля «просачивается» через РФ втридорога.

Альтернативная энергетика

Украинская власть весь последний год рассказывала населению много о прорыве в области возобновляемых источников энергии, которые помогут не зависеть от РФ, но при «подведении итогов» все умещается в нескольких абзацах, не давая заметных поводов для гордости.

Да производство «зеленой» энергии быстро растет, но доля ее продолжает оставаться ничтожно малой. По данным Нацкомиссии, регулирующей энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ), альтернативная энергетика в общем объеме составляет около 2%, зато по стоимости — около 8,5%. «Зеленый тариф» исчисляется не в национальной валюте и составляет 0,15-0,18 евро за один киловатт. Это по идее должно компенсировать высокую себестоимость солнечных панелей и ветровых электростанций. В итоге получается, что итоговый тариф на электроэнергию, «смешиваемую в общем котле», получается более дорогим. Вообще-то, украинский «зеленый киловатт» уже сейчас должен бы стоить значительно меньше, но он практически не падет в цене и вот почему.

Во всем мире «зеленый тариф» стимулировал стремительный рост использования возобновляемых источников энергии. Развитие новых технологий производства солнечных панелей и выход на этот рынок Китая в разы удешевили себестоимость «энергии солнца». По прикидкам специалистов, она уменьшилась в 10 раз менее чем за десятилетие и удешевление продолжится и в дальнейшем. Но украинский «зеленый тариф» — один из самых высоких в мире, практически не упал. Дело в том, что государство давало бизнесменам долгосрочные гарантии закупок по повышенной цене. По факту, себестоимость 1 киловатт-часа электричества с солнечной станции составляет сегодня около 3 евроцентов, в то время как государство покупает его за 18. Шестикратное превышение тарифом себестоимости сейчас не столько компенсация затрат на производство солнечной электростанции, сколько источник многократной прибыли.

Зарубежные инвесторы тут же слетелись на этот «пирог» как мухи. Вот тут в украинском правительстве и осознали, что страна попала в ловушку, уготовленную предшественниками, подписавшими долгосрочную программу поддержки и развития «зеленой» энергетики до 2030 года. Если в процесс не вмешаться и не ограничить строительство новых станций или производимые ими объемы энергии, то дотации растущей отрасли уничтожат все остальные, кормящие страну виды энергетики.

В общем, желание украинцев не зависеть от кого бы то ни было, особенно от России, конечно, велико, но судя по цифрам уж очень оно далеко в реальности от заявлений действующей власти. За это, видимо, ее и мечтают сменить так страстно.

Валентин Корж, Днепр, Украина

Подпишитесь