Posted 18 марта 2019, 13:13

Published 18 марта 2019, 13:13

Modified 30 марта, 17:17

Updated 30 марта, 17:17

«Сербская весна» стучится в дверь России?

18 марта 2019, 13:13
Алла Ярошинская
Несогласные в Белграде требуют прекращения правления «плохого политического режима». Каким должен быть хороший — ясности среди них нет.

События в Сербии, случившиеся на прошлых выходных, все еще пребывают в тени политической повестки дня Запада. Удивительно, но почти за четыре месяца протестов значительной части населения против власти и лично президента Вучича не только мировые лидеры, но и западные средства массовой информации практически не обращают на них внимание. Очевидно, на фоне парижских беспорядков сербские мирные многомесячные стояния кажутся просто «цветочками». Однако выходные показали, что уже и «ягодки» дозревают: оппозиционеры стали штурмовать белградский телецентр, прорвали в драке с полицией ее оцепление и ворвались в офис сербского телеканала РТС. Видимо, многим россиянам это напомнило события в Москве 1993-го, закончившиеся расстрелом «коммунистического» парламента. Хотя в Белграде протестующие забрасывали здание яйцами, а не стреляли. А полицейские «выдавили» оппозиционеров из телецентра с применением силы, но все же без избиений и крови.

Однако оппозиция этим сердце не успокоила и уже на следующий день, в воскресенье, снова пошла в атаку. По сообщениям сербской прессы, около тысячи человек окружили президентский дворец, чтобы Вучич не смог из него выйти. Полицейское кольцо, охранявшее здание от несогласных, было прорвано, и перед резиденцией главы страны оппозиционеры поставили грузовик с динамиком. Как сообщило МВД Сербии, демонстранты «физически напали на сотрудников полиции при попытке пробить кордон грузовиком». Часть митингующих направилась «качать права» в полицейский участок, куда накануне были выдворены пятеро задержанных за нападение на телецентр. Несмотря на блокирование здания протестующими, Вучич все же покинул его, рассекая под крики и улюлюканье толпу на авто, предварительно пожелав митингующим «всего хорошего».

У обозревателей (и любопытствующих) возникает вопрос: так что же происходит в течение почти уже четырех месяцев в Белграде и других городах Сербии? Это «сербская весна», то есть инспирированная Западом «цветная революция»? Или «заразное» подражание Франции? На эти вопросы пока ни у кого нет четкого и уверенного ответа — ни у самих сербов, ни у международных обозревателей и аналитиков. Видимо, потому что и сами митингующие до сих пор никак не могут сформулировать, чего же они хотят от нынешней власти и конкретно от президента Вучича. Требования оппозиции меняются день ото дня. То она в самом начале объявила, что «Вучич — вор» и все его окружение — коррумпировано и поэтому митингующие выступают за его отставку. То им не нравится курс, каким идет Сербия, то они против президента, потому что он тайно от народа собирается согласиться на признание независимости Косово.

Видимо, проблема оппозиции, которая даже не в состоянии договориться сама с собой о конкретных общих требованиях, заключается в ее разновекторных представлениях о будущем страны. Известно, что во главе многомесячного противостояния (с 8 декабря 2018-го) стоит разношерстный оппозиционный блок под названием «Союз за Сербию», свежеиспеченный бывшим мэром Белграда и лидером Демократической партии Сербии Драганом Джиласом. В «Союз» влились около 30 партий и движений. От либеральных, нацеленных на Запад, в Евросоюз и НАТО, до левых и патриотических типа народного движения сербов из Косово и Метохии «Отечество» и такого же — «Вместе за Сербию». Главное, по большому счету, что их объединяет, — это горячее желание «сбросить» Вучича и его Сербскую прогрессивную партию (СПП) и самим порулить «правильно».

Однако как именно? У всех участников политической кухни свои «рецепты». И каждый считает их лучшими. Гремучая смесь временных попутчиков — евроинтеграторов с евроскептиками, патриотов и православных партий с либералами и правоцентристами — все еще (к счастью для власти) является залогом топтания оппозиции на месте. «Единственное требование, которое мы выдвигаем, — сказал Бранислав Трифунович (глумац, то есть актер), активист „стояний“, — это прекращение правления плохого политического режима». Какой хороший — никто из несогласных пока не объяснил.

Поэтому действующий президент Вучич так уверенно себя чувствует и ведет себя в отношении калейдоскопической оппозиции. После прорыва активистов в телецентр и «отката» некоторых самых настойчивых в полицейские участки, находясь в здании в кольце противников, Вучич сделал беспрецедентное заявление (на его посту) в их адрес каналу «Россия-24»: «Сами подготовьте списки избирателей, напишите в них что угодно… Пишите, марайте бумагу, черкайте, делайте что хотите — вы проиграете выборы!» Он сказал, что не боится досрочных выборов и что оппозиция наберет на них «от силы 17 процентов».

А начиналось все довольно банально. В конце ноября прошлого года перед конференцией оппозиционеров в Крушевце один из лидеров «Союза за Сербию» Борко Стефанович и его соратники были жестоко избиты неизвестными. Оппозиция тут же обвинила в «заказе» правительство и едва ли не лично Вучича. «Атака на Борко — это атака на любого, кто мыслит свободно и иначе, чем это правительство, — писал бывший мэр Белграда сразу после инцидента. — Призывы Александра Вучича и его СМИ к линчеванию объявили открытым сезон (охоты) на всех нас. Атака на Борко является прямым следствием жуткой атмосферы, в которой мы все вынуждены жить». Хотя, как сообщала белградская «Политика», двое избивавших были сразу найдены и арестованы полицией. А сам Вучич заявил СМИ, что такое политическое насилие в Сербии недопустимо — она не «банановая республика». Но эти детали уже оппозицию не интересовали. Она вывела народ на улицы, скандируя «Это началось!», ораторы стали громко говорить о «фашизме» в провластных кругах.

Ответка от этих кругов прилетела на днях. Вучич в своем заявлении назвал одного из лидеров протеста, главу партии «Двери српске» («Сербские двери») Бошко Обрадовича «фашистом», а бывшего мэра Белграда Драгана Джиласа и экс-главу МИДа Вука Еремича — «олигархами». Так что пока бои происходят в головах и на словесном уровне. Однако последние события свидетельствуют о том, что паровоз вперед летит — безостановочно.

Из всех мировых лидеров, замечу, пока только Владимир Путин всерьез и публично озаботился происходящим в «братской Сербии». (Кстати, протесты проходили и во время его визита туда в конце прошлого года. Тогда поприветствовать его собрались не менее ста тысяч человек — людей привозили со всей страны. Картинка единения сербов и русских была на самом деле трогательная. Однако, как видно, эта пиар-акция не помогла Вучичу остановить оппозицию.) Сразу после визита в Белград Владимир Путин провел совещание с членами Совета безопасности РФ по ситуации на Балканах. Высокое собрание было закрытым для прессы, поэтому можно только догадываться, о чем там радели. Уже из самого факта такого обсуждения на Совбезе понятно, что тема для России — горячая. Ведь практически во время поездки Путина в Белград государственный секретарь США Майкл Помпео, рассуждая о возможном быстром вступлении в НАТО Македонии, заявил: «Необходимо укрепить Балканы против злонамеренного влияния России». При этом всем было ясно, что речь шла, прежде всего, о Сербии. Так может, уже и начали?

Алла Ярошинская

Подпишитесь