Posted 20 февраля 2019, 07:35
Published 20 февраля 2019, 07:35
Modified 30 марта, 17:29
Updated 30 марта, 17:29
В Казахстане уже год как поговаривают о проведении в стране досрочных президентских выборов и гадают о причинах возможной поспешности. Иные же в нее вообще не верят. Но тут вдруг президент Нурсултан Назарбаев сам дал повод для того, чтобы вокруг этого вопроса начался настоящий ажиотаж: он обратился в Конституционный совет республики с просьбой истолковать пункт, касающийся прекращения президентских полномочий.
Закон же гласит, что эти полномочия прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Елбасы (президента), либо в случае его досрочного освобождения или отречения от должности, ну и, разумеется, смерти. Но, заметим, в Конституции нет четкой формулировки по поводу добровольной отставки президента и, вероятно, именно этот вопрос интересовал Назарбаева более всего. Почему? В Казахстане полагают, что президент готовит досрочные выборы, аргументированные его отставкой.
Сам он заявил, что «Это абсолютно рутинный вопрос. В Конституции не определены условия замены президента и не предусмотрены случаи его добровольного ухода в отставку». Что же касается проведения досрочных выборов, их, заверил Нурсултан Абишевич, не будет. Он призвал «не устраивать ажиотаж вокруг этой темы», хоть и сам откровенно его спровоцировал. Вопрос: с какой целью? Не исключено, что он действительно готовит себя, госструктуры и население к досрочным выборам, которые могут подразумевать самые разные «сюжеты».
Первый: президент не ждет конца 2020 года, поскольку неизвестно, какой будет социально-экономическая и политическая ситуация в Казахстане, и, соответственно, его рейтинг. Поэтому спешит с выборами, в которых сам примет участие. Их результат предугадать несложно — Назарбаев, имеющий конституционное право баллотироваться неограниченное количество раз, выборы выиграет. Более того, вполне вероятно, что население, опасающееся внутриполитических изменений и приспособившееся к имеющемуся режиму (кто не смог — уехал, хотя иные еще сидят на чемоданах) с его относительной стабильностью, будет коллективно бить себя в грудь и умолять Елбасы не уходить.
Вариант второй: Назарбаев действительно готовится к транзиту власти, что подразумевает наличие у него преемника. Кого именно, можно спорить до бесконечности. Считается, однако, что «особо доверенным» лицом на данном этапе является старшая дочь президента — Дарига. Но тут есть несколько нюансов. В частности, Назарбаев по новому законодательству является пожизненным главой Совета безопасности Казахстана, который набирает влияние и практически становится выше других ветвей власти. И вот почему: из консультативного органа он превратился в координатора деятельности всех государственных структур, включая силовые, министерства, ведомства и администрации на местах.
Так что по большому счету неважно, кто именно станет президентом — главное, чтобы это был «человек Назарбаева». А кандидат от оппозиции в заданной автократической ситуации точно не пройдет. Таким образом Назарбаев, если будет здоров, от позиции «первой скрипки» не откажется и станет казахским Дэн Сяопином, повторив китайский и, в некотором роде, российский прецедент — когда официально президентом был Дмитрий Медведев, а реальным главой государства — Владимир Путин. В общем, модель обкатана.
В любом случае Назарбаев, имеющий колоссальный политический и хозяйственный опыт (он возглавляет республику с советских времен), с колеи не собьется. Что же касается его обращения в Конституционный совет, оно не выглядело бы откровенно фальшиво, если бы эта структура была независимой. А поскольку она подконтрольна президенту, как все и всё в Казахстане, то подтвердит любое принятое им решение. Отчего ж не поиграть в «прозрачность» и «демократию», тем более, когда они помогают «выкатить» пробный шар — вызвать реакцию населения на возможное проведение досрочных выборов, изучить ее и сделать нужные выводы. Либо просто подготовить электорат к мысли о досрочных выборах.
Развязка этой интриги может наступить на XVIII съезде правящей партии «Нур Отан» (Свет Отечества), назначенном на 27 февраля. Совершенно не исключено, что именно на нем Назарбаев заявит о своих дальнейших политических планах. Впрочем, возможно также, что съезд станет не сенсационным, а утверждающим, так сказать, «переходный период». То есть Назарбаев не подаст в отставку, досрочных выборов не будет — они пройдут в конституционный срок, — но к ним надо подготовиться.
В пользу подготовки к досрочному транзиту власти, то есть к выборам раньше времени (возможно, что и парламентским), говорят недавние новые назначения «на верхушке» и укрепление властных институтов. В частности, Елбасы назначил теперь уже бывшего министра внутренних дел Калмуханбета Касымова секретарем Совета безопасности и своим помощником. Считается что он — идеальная кандидатура на этот пост с точки зрения его управляемости президентом.
Соответственно, у МВД появился новый глава — Ерлан Тургумбаев, считающийся «человеком Касымова». То есть силовики в Казахстане «перетасовываются» для усиления соответствующей «сферы деятельности». Кстати, в состав МВД входит Национальная гвардия, в обязанности которой, по местному законодательству, вменена охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и правовых режимов чрезвычайного и военного положения.
Опасается ли президент гражданских и политических волнений в республике? Вполне возможно. Думается, что именно поэтому, в том числе в контексте выборов, Назарбаев, еще недавно введший повышение тарифов на коммунальные услуги, вдруг стал возмущаться собственной же инициативой. Причем не «где-нибудь», а на заседании Совбеза, который к этой теме касательства не имеет. Также несколько увеличили зарплату государственным служащим, равно как и минимальную оплату труда. Такие «щедроты» — явные и признаки того, что первое лицо страны «что-то задумало».
Ирина Джорбенадзе