Posted 7 февраля 2019, 15:00
Published 7 февраля 2019, 15:00
Modified 30 марта, 17:34
Updated 30 марта, 17:34
Пакет из двух правительственных законопроектов, ужесточающих ответственность для водителей, покинувших место ДТП, заручился в четверг в Госдуме поддержкой большинства депутатов.
Изменения принимаются во исполнение решений Конституционного суда РФ, сообщил парламентариям докладчик по законопроектам, замглавы МВД Игорь Зубов. Он подчеркнул, что речь идет только о тяжелых авариях на дорогах, которые привели к гибели людей или серьезным травмам. Если водитель, участвовавший в таком ДТП, покинет место аварии, не дождавшись «скорой помощи» и правоохранителей, его будут судить, как если бы он находился за рулем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Напомним, по действующему УК оставление места ДТП пьяными водителями наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет. Если же водитель был трезвым, но покинул место аварии, у него отберут права на максимальный срок до полутора лет или арестуют на 15 суток.
Существующей лазейкой пользуются многие автомобилисты, по вине которых случаются «пьяные» ДТП, пояснили в Госдуме. Даже если водитель, узнав, что по его вине погибли люди, раскается и придет с повинной в полицию, его не удастся засудить за пьянку за рулем. «В год происходят тысячи случаев, когда люди скрываются с места ДТП, и даже если они придут давать признательные показания через два-три дня, уже нельзя установить, совершил ли такой водитель ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Санкции уже будут, как в отношении трезвых водителей — это несправедливость и ее надо устранить. Нельзя допустить, что человек спасает свою шкуру, убегая с места аварии, а кто-то по его вине погибает», — заявил на заседании единоросс Вячеслав Лысаков.
Его коллега по фракции Рафаэль Марданшин добавил, что если ДТП не повлекло за собой тяжелых последствий, то сбежавший водитель будет привлекаться к административной ответственности. Это позволит избежать двойного наказания за одно и то же нарушение, уверен депутат.
Законодатели рассчитывают, что после ужесточения наказания водители перестанут пускаться в бега. Сейчас же, по данным Зубова, ежегодно место аварии оставляют около 300 тысяч водителей. «А если возьмем статью по пьяным, то 20 тысяч», — сообщил замглавы МВД.
Тем не менее, некоторые депутаты сомневаются, что новый закон сократит ряды водителей-беглецов. «Каждое десятое ДТП заканчивается тем, что нарушитель покидает место аварии и, в первую очередь, в зоне пешеходных переходов», — заметил «эсер» Олег Нилов. Он полагает, что наказание для таких водителей должно быть строже. «Сейчас дают 2-3 года в колонии-поселении, а потом освобождают по УДО. Надо увеличивать срок лишения водительских прав до 20 лет тех, которые убили одного или нескольких человек», — предложил депутат.
Ранее Нилов также выступал с инициативой конфискации автомобилей в случае тяжелых ДТП. Но Зубов сказал, что «такой вопрос сейчас не стоит». «Есть решение Верховного суда, где говорится, что в большинстве случаев автомобиль не является орудием преступления, а это необходимо для конфискации», — пояснил замминистра.
Лысаков же предложил доработать законопроекты ко второму чтению так, чтобы виновники мелких ДТП, покинувших место аварии, не лишались водительских прав, а отделывались штрафом в 5 тысяч рублей. «Сейчас, если водитель скрылся с места ДТП при незначительном ущербе, например, царапине и при этом оставил свои данные, возместил ущерб, но по ряду форс-мажорных обстоятельств уехал, отвечает по полной программе», — указал депутат.
Одновременно Госдума решила распространить на всю Россию опыт участия граждан в фиксации нарушений на дорогах. Принятый в первом чтении законопроект разрешает общественным «контролерам» самостоятельно фиксировать при помощи фото- и видеосъемки нарушение правил ПДД и отправлять их стражам порядка. Те, в свою очередь, смогут выносить постановления о назначении административных наказаний без составления протокола.
Правда, активистам придется зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации, иначе их обращение не примут.
Ранее участие граждан в выявлении нарушений на дорогах опробовали в Москве и Татарстане. Эксперимент оказался успешным. Так, в 2016 году «контролеры» направили в органы 126 тысяч обращений, а за 8 месяцев 2017 года — уже 111 тысяч, привели данные в Госдуме.
Елена Земскова