Posted 7 февраля 2019, 07:25
Published 7 февраля 2019, 07:25
Modified 30 марта, 17:34
Updated 30 марта, 17:34
26 курсантов Ульяновского гвардейского суворовского военного училища заболели эхинококкозом. Это паразитарное заболевание. СМИ пишут, что вспышек подобных болезней не было со времен Гражданской войны в России. Родители говорят, что заболевших в два раза больше, чем в официальных сводках.
Что это за болезнь и как она передается
Эхинококкоз — паразитарное заболевание, которое вызывают ленточные черви рода Echinococcus. Заразиться им можно через пищу и воду или при контакте с животными-носителями. От человека к человеку оно не передается. Существует две основные формы заболевания — кистозная (когда в различных органах образуются кисты — пузырьки с жидкостью) и альвеолярная (паразитарные узлы).
Инкубационный период заболевания может длиться годы. При этом человек зачастую чувствует себя хорошо и не подозревает, что заболел. Иногда у пациента начинается крапивница, аллергия, болит правый бок, появляются недомогания, снижается вес.
Кисты образуются в разных органах — печени, легких, сердце и даже головном мозге. Болезнь может привести к инвалидности и смерти. Даже при лечении качество жизни пациентов может ухудшаться.
Всемирная организация здравоохранения отмечает, что часто лечение заболевания дорогое и сложное. Оно может требовать серьезных операций или длительного приема лекарств.
В мире от эхинококкоза страдает больше 1 млн человек. В России же, по данным Роспотребнадзора, ежегодно регистрируют более 500 случаев этого заболевания. 14,5% пациентов — дети.
Какова официальная информация о заболевании курсантов
Воспитанников училища отправили в областную детскую больницу им. Горячева 28 января. Через несколько дней Минздрав Ульяновска выпустил официальное заявление, где говорилось, что курсанты не жаловались на проблемы со здоровьем. Просто во время флюорографического обследования у них обнаружили патологию в легких.
Изначально отклонения от нормы нашли у 20 воспитанников. «Предположительно, они связаны с малоконтагиозным инфекционным заболеванием, которое не передается от человека к человеку», — говорилось в заявлении Минздрава.
Чиновники отмечали, что дети чувствуют себя хорошо, госпитализация им не нужна.
31 января власти сообщили, что к обследованию воспитанников привлекли федеральных специалистов. Также выяснилось, что 30 января прошло заседание санитарно-противоэпидемической комиссии. К 3 февраля врачи обследовали больше 400 детей. 26 из них поставили диагноз эхинококкоз. В Минздраве заверили, что ни у одного из пациентов не выявили поражения мозга паразитами. Кистозные изменения на УЗИ выявлены у одного человека. Министр здравоохранения Ульяновской области Сергей Панченко заверил, что все расходы по лечению возьмет на себя Минобороны РФ.
6 февраля начальник главного военно-медицинского управления Минобороны Дмитрий Тришкин рассказал, что врачи обследовали больше 500 курсантов (всего в училище учатся 800 воспитанников) и 80 сотрудников. Число заболевших не изменилось — 26. Воспитанников в Минобороны пообещали лечить и обследовать бесплатно, а также обеспечивать лекарствами. По словам Тришкина, врачи будут контролировать состояние здоровья детей, выпустившихся из училища.
Никто точно не знает, как заразились курсанты. «В связи с длительным инкубационным периодом развития болезни установить источник заболевания затруднительно. Комиссией исключена версия заражения через продукты питания в столовой училища, ни у одного работника столовой не было выявлено заболевание. Источником заражения являются инфицированные этим гельминтозом собаки. Каким образом произошло заражение воспитанников — должно ответить расследование, которое в настоящее время проводится», — сообщил он.
Депутат Госдумы, врач-хирург Алексей Куринный скептически отнесся к этому заявлению Тришкина. «Некоторое нарушение логики докладчика: да — заражение произошло через пищу (воду), да — расследование еще не завершилось, да — установить источник будет сложно из-за большого времени, прошедшего с тех пор, но „пищеблок не при чем“. Откуда такая уверенность?!» — недоумевает он. Эксперт также указал, что такого массового, локального и массивного заражения эхинококком еще ни разу не фиксировалось.
Главное военное следственное управление Следственного комитета возбудило уголовное дело по статье «нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей».
Что говорят родители
Родители переживают, что очаг заболевания не найден. Одна из матерей ранее опубликовала пост на своей закрытой странице в соцсети. «На данный момент у троих суворовцев червями съедено по одному легкому, у 30 суворовцев и трех офицеров поражены разные органы, — писала она. — 500 суворовцев находятся в смертельной опасности, так как очаг еще не найден. Начальство уверяет, что дети съели немытую землянику, пропитанную собачьими фекалиями… Путь в военные училища им закрыт, так как инвалиды, так и сказали!»
Мать заболевшего суворовца Екатерина Исаичева рассказала корреспонденту «Росбалта», что на данный момент уже примерно у 50 детей нашли эхинококкоз. Родители ждут окончательного подтверждения диагноза.
«Есть детки с сильными поражениями, у кого кисты в головном мозге, легких и печени, — говорит она. — У моего сына киста в 36 мм. Ребенок до этого ни на что не жаловался, болезнь никак не проявлялась. Врачи говорят, что кисты быстрее растут при физических нагрузках. Моему сыну потребуется операция, а детям, у которых киста небольшого размера, можно будет пройти лечение медикаментами. Сын очень переживает за меня и просит: „Только не плачь, пожалуйста“. Мальчишки молодцы, поддерживают тех, кто заболел. Но родителям говорят: „Мы ждем, когда умрем“. Они так думают, не верят, что получится выздороветь. Наверное, начитались информации в интернете. Родители пытаются с ними поговорить. И я с сыном разговаривала, объясняла, что все излечимо. Что все мы можем заболеть. А то, что с нами произошло, — лишь маленькая толика того, что может случиться с человеком».
Родители рассказывают, что в Минобороны им пообещали отправлять детей на обследование и комплексное лечение в филиал госпиталя им. А.А. Вишневского в Красногорске.
«Мы просим Минобороны вылечить наших детей, помочь разобраться, откуда зараза идет. И просим сохранить наше училище. Мы не устраиваем над училищем Суд Линча. Мы за училище, вместе с преподавателями, с командным составом. И наши взводные переживают и расстраиваются за детей. У них уже почти все волосы седые. Они живут с ними, они роднее, чем родители, для них. Дети говорят: „Мы очень боимся, что закроют наш дом“», — добавляет она.
Родители переживают за будущее курсантов. Многие заболевшие — выпускники, им предстоит поступать в вузы, а лечение затянется на полгода. «В Минобороны нам пообещали, что если дети поправятся к поступлению, их примут в военные вузы без конкурса, на основании ЕГЭ», — говорит Исаичева.
По ее мнению, тому, что вопросами воспитанников и родителей занимаются власти, помогла огласка в СМИ. Мать курсанта рассказала, что ей звонят люди со всей страны — предлагают помочь и говорят слова поддержки.
Не все родители довольны тем, как их информируют о болезни детей. Ребенок Ольги Петерс тоже учится в Суворовском училище. Женщина говорит, что на 6 февраля было запланировано собрание руководства училища с представителями Минобороны, но его отменили.
«Уже неделю не получаем комментариев. С нами лично никто не разговаривал. Все ждали собрания. Многие с работы отпросились, многие приехали из других городов, но собрание отменили. Видимо, будут ждать дополнительных результатов анализов 7 февраля», — отметила Ольга Петерс в разговоре с «Росбалтом».
По ее словам, некоторые заболевшие дети чувствуют себя хорошо. У других, кто уже начал лечение, проявились побочные эффекты из-за препаратов.
У сына Ольги Петерс заболевание не выявили. Однако, как отмечает мать ребенка, эта болезнь может проявиться спустя какое-то время, поэтому никто из родителей не расслабляется. Семья Петерс планирует обследовать ребенка самостоятельно, независимо от Минобороны. «Результатов обследований от ведомства у нас на руках нет. Все родители, кто может себе это позволить, самостоятельно обследуют детей», — сказала она.
«Пока информация неподтвержденная, но мы узнали, что заболевание выявили у мальчика из шестого класса. Он единственный в группе. Раньше среди заболевших были только дети из 9-11 классов», — добавила мать курсанта.
Родители выдвигают разные версии о том, что могло стать причиной заражения. «Уже вообще нет никаких мыслей. Столько случаев, разного возраста ребята. В течение стольких лет все происходило. Либо питание, либо какие-то собаки, либо заражение или диверсия», — заключила Петерс.
Антонида Пашинина