Posted 5 февраля 2019, 08:35
Published 5 февраля 2019, 08:35
Modified 30 марта, 17:36
Updated 30 марта, 17:36
«Пророссийские» украинские СМИ, борьбу с которыми Порошенко вынужден отложить на время президентской кампании во избежание обвинений Запада в недемократичности, отметили слабую поддержку населением процедуры интронизации. Многие подчеркнули, что на мероприятии не хватает «бюджетников», выдаваемых за верующих и массово свозимых на рекламный «томос-тур» действующего президента. Софийская площадь в этот, казалось бы, исторический день оказалась практически безлюдной. Впрочем, новоиспеченный митрополит Епифаний выглядел бодрым и уверенным в завтрашнем дне. По его словам, признание Православной церкви Украины всего лишь дело времени. Предстоятель ожидает, что в Греции ПЦУ признают уже в этом месяце. «Например — у Элладской и Кипрской церкви на февраль запланированы заседания архиерейских соборов. И у нас есть надежда на то, что будут приняты положительные решения», — отметил Епифаний в интервью «Радио Свобода».
Но уж совершенно точно, что признание это не поддержат единодушно все остальные поместные церкви. Одним из самых жестких критиков, не признающих новую церковь, яляется патриарх Сербский Иреней. «Они нас пригласили, но мы ответили, что не будем присутствовать. Мы их не признаем», — приводит «Политика» ответ Иренея журналистам.
Однако, по мнению многих экспертов, не все иерархи заняли такую же жесткую позицию. Внутри поместных церквей идет сложный процесс обсуждения, и предсказать итоговые решения, мало кто берется. Если опустить ерничество РПЦ по поводу «ничтожности» ПЦУ, то внутри страны глупо отрицать ее быстрое становление и расширение влияния при мощном содействии и непосредственном участии официальной власти. Одно дело идти за опальным Филаретом и непризнанными автокефальщиками, а перейти сегодня в новую, вполне легитимную, с официальным «паспортом» структуру — совсем другое. Тем более, что, как выяснилось в процессе взаимного обливания грязью, — у материнской РПЦ и у самой не все в порядке с «документами».
По словам представителя президента Украины в Верховной раде Ирины Луценко, на сегодняшний день в Православную церковь Украины уже перешли более 200 приходов «бывшей» Украинской православной церкви (Московского патриархата). «До конца этого года — статистика и желание общин показывает — еще перейдут тысячи прихожан и тысячи общин», — отметила Луценко.
Правда, по данным самой УПЦ, в ее составе около 12 тысяч приходов, то есть пока «переметнулись» примерно 2% общин. Но, согласно опросу, проведенному тремя социологическими компаниями (Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс», Киевский международный институт социологии и Центр Разумкова) 43,9% из тех, кто относит себя к православным, идентифицируют себя с новой Православной церковью Украины, «просто православными» себя называют 38,4%, к УПЦ (МП) относят себя 15,2%. Всего же православными себя считают 70,7% украинцев.
Подтверждают факты перехода приходов во главе с настоятелями и в самой УПЦ МП, правда, предпочитают это делать не на камеру, а в приватных разговорах. Священники утверждают, что часто решению поменять «крышу» способствует неоднозначное отношение к личности патриарха РПЦ Кирилла, якобы неоднократно и публично «благословляющего российских воинов на продолжение войны в Донбассе». Переход в ПЦУ освобождает от необходимости молиться за здравие Кирилла во время ежедневной церковной службы, что приносит некоторым священникам, по их же признанию, существенное душевное облегчение. К тому же многим прихожанам УПЦ не нравится, что старшая сестра (РПЦ) не способна осудить действия руководства РФ, развязавшему, согласно мнению большинства жителей Украины, войну против их страны.
Впрочем, нельзя утверждать, что все переходы обусловлены идейными мотивами. Принести себя и возведенный тобой храм в жертву готов далеко не каждый. Страх расправы, психологическая травля со стороны власти, угрозы поджога или рейдерского захвата, и, в конце концов, общественное осуждение — зачастую «помогает» сделать «правильный» выбор. Священники небольших приходов просто заявляют о своем решении и, пользуясь положением посредников между богом и людьми, уводят за собой паству. Несогласным прихожанам приходится либо смириться, либо сменить храм.
Как рассказал «Росбалту» настоятель одного из храмов в Днепропетровской области, просивший не называть его имени, большинство небольших приходов УПЦ МП, особенно деревянных, легко воспламеняющихся, уже больше года как сняли таблички со своих церквей. От греха подальше. Представители власти, начиная с самого президента, в микрофоны декларируют, что насилия не допустят, но отвернувшись, добавляют в сторону: всему свое время. По словам нашего собеседника, в центральной и восточной части страны случаи принуждений к переходу в ПЦУ хоть и более редки, чем в Западной Украине, однако легче от этого не становится.
Те, у кого отобрали приходы, обращаются в суд, но надежды на справедливое разбирательство мало, так как земное правосудие понятно, в чьих руках находится, а до небесного еще дожить нужно. К недавним же обещаниям президента РФ защитить единоверцев, многие прихожане УПЦ отнеслись с «тревожным сарказмом». «Храни, господь, от такой подмоги! Нужно было раньше бороться, — сказал священник корреспонденту „Росбалта“, имея в виду проигрыш РПЦ в вопросе предоставления автокефалии Украине. — Он что, танки к нам пришлет? Нет уж, спасибо, если бы эту „помощь“ не остановили в 2014-м на Донбассе, то сейчас у нас вот прямо здесь, где мы стоим, была бы война и хаос. А так — только бардак, но из него есть надежда выбраться».
По его прогнозу, количество переходов под сень новообразованной церкви значительно увеличится, когда приходы УПЦ, согласно недавно принятому закону, заставят менять название на Русскую церковь в Украине. Хотя остается небольшая надежда на президентские выборы, на смену руководящей команды и приход менее воинственно настроенного к Московскому патриархату и России в целом «рулевого».
Отношение же к новой Православной церкви Украины большинства верующих, предпочитающих молиться на русском, можно назвать «сдержанно-раздраженным». Они совершенно не против, если кто-то хочет это делать на другом языке и в своих храмах, но почему они их не строят, а пытаются отобрать? Еще больше раздражения — по поводу политизации церкви и развернувшейся борьбы за право просто управлять людьми, вместо борьбы за их души.
Валентин Корж, Днепр, Украина