Posted 8 января 2019, 14:55
Published 8 января 2019, 14:55
Modified 30 марта, 17:48
Updated 30 марта, 17:48
Во вторник исполняется 9 дней со дня трагедии в Магнитогорске. Взрыв в доме № 164 по проспекту Карла Маркса унес жизни 39 человек, среди них — шесть детей. Это происшествие вызвало волну домыслов и пересудов, основной из которых — теракт. Волна шла по соцсетям, к ней подключились блогеры, политики и даже некоторые партии. Корреспондент «Росбалта» рассказывает, как наводили панику в скорбящем городе.
Взрыв в многоэтажном доме на проспекте Карла Маркса прогремел рано утром 31 декабря, когда большинство местных жителей мирно спали. В результате седьмой подъезд обрушился как карточный домик, под завалами оказались десятки местных жителей. Пока спасатели разбирали обломки здания, в соцсетях стали распространяться слухи о том, что произошедшее является терактом. Первые предположения о террористическом акте появились через несколько часов после случившегося. Но они носили не столь массовый характер и распространялись в основном в комментариях и пабликах определенной направленности.
Основная волна пошла после взрыва маршрутки в Магнитогорске, в результате которого погибли три человека. Несмотря на то, что местные власти довольно оперативно сообщили об этом происшествии, в соцсетях и СМИ стала распространяться версия о том, что это ЧП и взрыв в доме на Карла Маркса связаны. Znak.com и 74.ru сообщили, что произошедшее 31 декабря является терактом, а в маршрутке убиты террористы. В ответ губернатор Челябинской области Борис Дубровский призвал не верить слухам, а Следственный комитет распространил релиз о том, что на месте взрыва в доме не найдено следов взрывчатки. Несмотря на это, сообщения о «теракте» в сетях приобрели уже массовый характер, и эту волну уже было не остановить.
Во многих сообщениях были ссылки на неких очевидцев взрыва, которые видели вооруженных людей в форме. Последние якобы стреляли по маршрутке, в которой находились люди. «Росбалту» не удалось найти очевидцев, которые бы утверждали подобное. Зато некоторые политики сделали свой вывод: в Магнитогорске произошел теракт. И в этом «нет сомнений». Этих людей начали активно цитировать украинские новостные сайты. Между тем в Следственном комитете пояснили, что в случае резонансных происшествий дело в обязательном порядке передается в центральный аппарат.
Еще одно «разоблачение» касалось визита Владимира Путина в больницу Магнитогорска. 31 декабря президент России навестил школьника Сергея Г., пострадавшего при взрыве. Однако в сетях стали репостить сообщение о том, что раненый является сотрудником ФСО, а весь этот визит — постановочный. Комментаторов не смутил даже тот факт, что подростку всего 13 лет, и он официально прописан в доме на Карла Маркса. В минздраве Челябинской области во вторник сообщили, что пострадавший по-прежнему находится в больнице.
В социальных сетях стали предлагать обсудить версии взрыва в Магнитогорске. Обсуждение в основном сводилось к одной версии: произошедшее — теракт. Пользователи ссылались на репортаж «Новой газеты» из Магнитогорска, в котором называлось имя предполагаемого террориста. Его журналисту назвал местный таксист, ссылающийся в свою очередь на «внутреннюю ориентировку для силовиков».
«Норимонов Намазчон Вакаблиевич, 1982 г. р., гражданин республики Таджикистан. С августа 2018 года нелегально проживал на территории России в г. Магнитогорск. Подозревается в серии террористических актов в городе Магнитогорск в ночь с 31.12.2018 на 01.01.2019. Крайне опасен и вооружен», — говорилось в «ориентировке».
Позднее, правда, выяснилось, что это имя упоминалось в фейках о трагедии в «Зимней вишне» и о стрельбе в керченском колледже; он является всего лишь владельцем популярного имиджборда «Двач». Позднее «Новая» внесла корректировки в текст репортажа.
Разумеется, слухи вокруг взрыва свелись к политике. И коснулись фигуры губернатора Челябинской области Дубровского, которому якобы грозит скорая отставка. По крайней мере, так считают анонимные Telegram-каналы.
Наконец, к делу подключились политики. Алексей Навальный задал в Twitter вопрос: «ФСБ борется с террористами или теми, кто мешает врать про „взрыв газа“?» После волны критики политик удалил его, но интернет помнит все. А КПРФ опубликовала текст Алексея Беспалова под названием «Магнитогорский расходник», автор которого призвал бороться с «гнетом капитала». Позднее коммунисты также удалили статью.
К слухам вокруг взрыва подключили и имена российских политиков. Ради этого даже создали их фейковые страницы.
Разумеется, волну хайпа не могли не подхватить блогеры и разного уровня эксперты. Заголовками вроде «ТЕРАКТ В МАГНИТОГОРСКЕ» они стали собирать десятки тысяч просмотров на YouTube. Главное — активно жестикулировать.
Свою лепту внесли и фейковые пользователи соцсетей. Они писали то про некие обыски и поиск жителя Средней Азии, который снимал квартиру в рухнувшем подъезде (фейк), то про сотни погибших людей (фейк). Один из основных слухов — та самая маршрутка взорвалась от обстрела. Однако в соцсетях есть фотографии взорвавшейся машины, следов от пуль на ней не видно.
В результате большое число жителей Магнитогорска стали сомневаться в официальной версии взрыва. А она на сегодняшний день такова: взрыв в доме на Карла Маркса произошел из-за газа. Следов взрывчатки на месте не найдено.
Илья Давлятчин