Posted 14 декабря 2018, 13:41
Published 14 декабря 2018, 13:41
Modified 30 марта, 17:56
Updated 30 марта, 17:56
С наступлением зимы желающих передвигаться по городу на двухколесном транспорте почти не осталось, хотя примеры Стокгольма, Хельсинки или Копенгагена показывают, что холодный климат — не помеха. Но и в теплое время года жители Северной столицы в большинстве своем не торопятся пересаживаться на велосипеды — даже несмотря на растущее год от года число веломаршрутов.
Как же превратить Петербург в город, действительно удобный для велосипедистов?
Алексей Панков, координатор проектов движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга»:
«В организации велодвижения в Петербурге масса недочетов. Почти все, что сделано, — далеко не на пятерку. Максимум на троечку с минусом. Пока велоинфраструктура выстроена так, что у петербуржцев не возникает особого желания пересесть на велосипед.
Проблема в том, что сегодня все создается с расчетом на тех, кто уже ездит на велосипеде — как говорится, на „молодых и смелых“. Но ориентироваться нужно на самых слабых, незащищенных и неподготовленных участников движения. Когда делаешь хорошо для тех, кому сложнее всего, тогда получается легко и удобно для остальных.
Простой и наглядный способ понять, насколько хороша велоинфраструктура в Петербурге, — спросить себя, готов ли я отпустить своего ребенка в школу на велосипеде. Думаю, что немногие ответят утвердительно. Хотя бы потому, что велосипедные дорожки прерываются на каждом перекрестке, и далеко не всем — в особенности детям — понятно, что в этом случае делать.
Разорванность веломаршрутов наблюдается везде. Если посмотреть на схемы существующих и планируемых дорожек, то окажется, что они представляют собой скорее лоскутные кусочки. Есть отдельные велополосы в разных районах, но между собой они никак не связаны. Так что городу еще далеко до велодорожной сети.
Сегодня комплексная схема организации дорожного движения предполагает развитие отдельных велодорожных кластеров на уровне района. Как их соединить между собой, будут думать, наверное, позже. Но такой путь — тупиковый. Необходимо сразу создавать единую сеть, которая свяжет все районы города. Между прочим, предыдущие планы построения магистральных веломаршрутов предполагали соединение „спальной“ периферии с центром города и были официально разработаны по заказу городской администрации в 2011 году. А в 2014 году их обновляли — тоже за счет городского бюджета.
Но самое главное, все проблемы — если грамотно подойти к их решению — абсолютно решаемы. У Петербурга, как у равнинного города, хорошие перспективы для развития велотранспорта. Большая площадь города — тоже не препятствие. Да, кто-то ездит с одной окраины на противоположную, но хватает и поездок на вполне велосипедные дистанции, в пределах восьми-десяти километров. К тому же ни у кого нет цели пересаживать на велосипед всех участников движения. Но если это сделают хотя бы пять-десять процентов горожан, нагрузка на дороги заметно снизится, особенно в центре».
Екатерина Манжула, директор центра городских технологий и пространственного развития СЗИ РАНХиГС:
«Основная проблема связана с тем, что велосипедистов до сих пор не рассматривают как полноценных участников дорожного движения. Соответственно, велоинфраструктура развивается „параллельно“ городской транспортной системе, а не является ее частью, призванной решить те или иные задачи. К сожалению, единой комплексной транспортной политики Санкт-Петербурга, на мой взгляд, пока нет. Многие решения напоминают ситуацию, когда пациента, нуждающегося в серьезном лечении, просто мажут зеленкой.
Но все-таки самое важное — процесс велосипедизации в Петербурге запустился, и большинство горожан воспринимают его позитивно. Недовольные тоже имеются, но это неизбежно в любом случае. Самые большие дискуссии, разумеется, возникают вокруг организации движения в центре. Город исторический, и строили его под гужевой, а не современный транспорт. Так что здесь нужно быть реалистами и понимать, что велодорожки организовать можно не везде. Но намеченные маршруты необходимо достраивать и включать в общую сеть.
Главное, прежде чем проложить любую велополосу, необходимо просчитать социально-экономический эффект от ее появления и использования, как это происходит, например, при планировании автомобильного движения. Подход обязательно должен быть комплексным. То есть нельзя просто взять и „нарисовать“ велосипедный маршрут на той или иной улице, не понимая необходимости и последствий, к которым приведет его возникновение. Кроме того, он обязательно должен быть встроен в общую транспортную систему».
Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург»:
«Потенциально Петербург идеально подходит для развития велосипедного движения благодаря своему рельефу. Более серьезный вопрос — есть ли место для создания соответствующей инфраструктуры. Нередко приводят аргумент, что наши улицы и так переполнены, и появление велодорожек только усугубит ситуацию. Но если подойти к проблеме профессионально, то выясняется, что все не так плохо.
В спальных районах в принципе очень много широких улиц, и там нет никаких сложностей с организацией велоинфраструктуры. Причем вариантов несколько: это могут быть как отдельные велодорожки, так и совмещенные с пешеходными, в особенности при наличии широких тротуаров и низкого пешеходного потока.
С центром, конечно, другая ситуация. Улицы в исторической части города не такие широкие, но это не значит, что на них нельзя организовать велосипедное движение. Проблема в том, что велопоездки у нас до сих пор воспринимается как „катание“. Многие не осознают, что велосипед — такой же транспорт, как автомобиль или троллейбус, и велополоса на проезжей части только повысит пропускную способность. Например, соответствующие замеры показали, что движение на набережной Фонтанки после появления велополос, организованных за счет частичного сокращения парковочных мест, в итоге стало более упорядоченным и свободным.
Другое дело, что пока по своим делам на велосипеде передвигаются не более 1% петербуржцев. Казалось бы, это совсем мало. Но учитывая, как слабо у нас сегодня развита велоинфраструктура, показатель, на самом деле, не такой уж и плохой. К тому же количество велосипедистов с каждым годом растет. Опыт наших северных соседей, у которых погода ничуть не лучше, показывает прекрасный пример. Мешают неубранные грязь и снег, а не температура».
Дарья Табачникова, советник вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина по велосипедной инфраструктуре:
«Я считаю, что на этом направлении уже сделано немало, и впереди очень хорошие перспективы. В частности, за последний год в Петербурге значительно увеличился общий километраж велосипедных дорожек. В 2019 году процесс продолжится. Новые маршруты для двухколесного транспорта появятся как в центре (в частности, на Большом проспекте Васильевского острова), так и в окраинных районах — таких как Славянка, — где плохая связь с метро.
Конечно, проблем все равно много. Например, до недавнего времени нам приходилось сначала в течение трех месяцев проектировать веломаршрут, а потом за лето строить его. То есть делалось все в течение года, что не совсем правильно. Это неизбежно приводило к спешке и некоторым ошибкам. Со следующего года подход изменится, благодаря чему качество результата должно повыситься.
Что касается уже существующих дорожек, то они представляют собой компромисс между тем, что нужно сделать, и что возможно. Пока, к сожалению, мы не можем организовать велодвижение на многих направлениях, которые пользуются наибольшим спросом. Как и автомобилисты, велосипедисты хотят ехать по кратчайшему пути. Речь идет о самых очевидных и загруженных маршрутах, например, проспекте Энгельса, Литейном и Невском проспектах, мостах через Неву. Но тут недостаточно просто прочертить отдельную полосу. Чтобы обеспечить безопасность всех участников дорожного движения, нужен целый комплекс решений — в частности, необходима соответствующая регулировка светофоров».
Татьяна Хрулева