Posted 7 декабря 2018, 17:05
Published 7 декабря 2018, 17:05
Modified 30 марта, 17:59
Updated 30 марта, 17:59
Накануне в Украине поздравляли военных с профессиональным праздником, вручали им награды и благодарили за мужество. Вооруженные силы страны отметили 27 лет. Наверное, это один из немногих дней в году, когда армию стараются не критиковать, а фокусируются на позитиве. В этом году комплименты касались новой концепции присоединения к НАТО, комплектации (в основном) контрактниками-профессионалами, процессов технического перевооружения и повышения боеспособности. Последней особенно, ибо нынешний праздник отмечался во время военного положения и символично совпал с денонсацией договора о дружбе с РФ, в связи с чем — сильная армия нужна более, чем когда-либо.
А какая она в реальности? Действительно ли крепкая, как утверждают власти, или немощная, как озвучивают российские пропагандисты? — задаются вопросом украинцы. Мнений и оценок несколько — вот основные.
«Лохматые партизаны» вместо армии
Часть населения близка в своей оценке к российской, крайне скептической. Боеспособными Вооруженные силы считают достаточно условно, до первой серьезной проверки на практике, после которой, как предполагают пессимисты, неподготовленный «сброд» в военной форме побросает всю технику и вооружение и скроется в ближайших кустах, срывая воинские знаки различия.
Подобная точка зрения легко объяснима: с момента развала Союза все наблюдали в войсках разброд, раздолбайство и воровство, никем не ограничиваемые. Украинские генералы торговали военным имуществом так, как продавали матчасть советские прапорщики. С большим размахом, разумеется. Военная техника уходила за бесценок или же попросту распиливалась на металлолом, боеприпасы гнили на складах, КБ перестали разрабатывать новые виды вооружения, среди личного состава — массовые сокращения.
До 1994 года ситуацию кое-как сдерживали на энтузиазме офицеры, заставшие лучшие времена, но после подписания Будапештского меморандума, когда было принято решение «разоружить» Украину, — «подпорка» рухнула. Государственная линия на поддержку ВСУ отсутствовала, финансирование значительно сократилось — видимо, решили, что теперь, когда нас будут защищать более сильные партнеры, нечего тратить лишние деньги. Подобные настроения быстро передались всему личному составу, решившему, что ежели никому не нужно, то не пропадать же добру. Подсчитать, сколько украли из армейских запасов за все годы независимости, наверное, теперь невозможно. По разным прикидкам экспертов, ущерб составляет от 100 до 200 млрд долларов (если сюда включить и стоимость утилизированного ядерного оружия).
Впрочем, без версии о «руке Кремля» не обошлось. Есть мнение, что одна из стран-подписантов начала действовать прямо противоположно взятым на себя перед Украиной обязательствам. Дескать, Российская Федерация крайне опасалась сильной украинской армии, поэтому все эти годы ее усилия были направлены на уничтожение ВСУ. За 23 года Россия сделала все, чтобы Украина не была готова к военному вторжению с ее стороны.
Еще одной причиной негативного отношения к армии стал военный налог, введенный с началом боевых действий в Донбассе, и проведение АТО с опорой на поддержку волонтеров. В первый год операции складывалось впечатление, что государство бойцам на передовой способно обеспечить лишь приказ защищать границу любой ценой и один автомат на троих. На фронт скидывались всем миром: носки, обувь, форма, еда, бронежилеты, оптическая техника, видеокамеры — это все было в списке крайне необходимого. Поначалу к этому относились восторженно и с оптимизмом, потом более сдержанно и в конце концов — разочарованно-раздраженно.
Украинская армия возрождается
Несмотря на множественные промахи, Порошенко нужно отдать должное, он смог переломить ситуацию, и сейчас даже его критики признают сам факт существования относительно боеспособных Вооруженных сил Украины. Во всяком случае, со стороны Запада превалируют хоть и скромные, но похвалы. Сама же украинская власть менее сдержана и охотно расхваливает военные успехи. В украинских СМИ и политических кругах часто перечисляются достижения в реконструкции армии.
Заявляется, что с 2014-го началась новая история Вооруженных сил. За четыре года, согласно утверждениям президентской команды, удалось восстановить обороноспособность украинской армии, оснастить ее новой военной техникой и оружием. В сравнении с 2014 годом численность ВСУ увеличилась на 75 тысяч человек, составив 255 тысяч. Особо отмечается, что это все люди с боевым опытом, готовые защищать свою страну. В резерве украинской армии числится 150 тысяч военных.
Также подчеркивается, что в 2018 году украинская армия вошла в топ-8 сильнейших армий Европы, заняв первое место среди европейских стран, не входящих в НАТО. В рейтинге сильнейших армий мира ВСУ занимает 29-е место из 136, утверждает «Обозреватель». Отдельным предметом для гордости стало получение «Джевелинов» и двух патрульных боевых катеров от США. Но лучше всего обо всем говорят цифры. Отметим, расходы по линии Министерства обороны в текущем году, по сравнению с 2017-м, выросли почти на 25% и составили более 86 млрд грн. На обеспечение деятельности Вооруженных сил и подготовку войск в бюджете-2018 заложено почти 60 млрд, причем половина из этой суммы — это зарплаты военных.
Напомним, 21 июня в Украине был принят закон о нацбезопасности. Он устанавливает минимальное количество средств, которое правительство должно выделять на безопасность — 5% от ВВП, 3% валового внутреннего продукта должны идти исключительно на оборону. За всеми этими шагами четко прослеживается упорное желание восстановить сильную армию. На безопасность и оборону в 2019-м предусмотрено на 33,3 миллиарда гривень больше, чем в текущем году, или 212 миллиардов гривен, что составляет 5,4% ВВП.
Однако обо всех этих успехах больше говорят политики, а им, как известно, доверять можно лишь изредка. Сами же украинские военные (кому же лучше знать о реальном положении дел?) крайне редко публично выступают с оценками боеспособности армии. Либо тайну военную хранят, либо особо хвастать нечем. А если военспецы что-то говорят, то в основном напирают на техническое переоснащение. По их словам, военная техника, которая находится на вооружении, до недавнего времени была преимущественно советской. Собственно, она и сейчас остается таковой, однако есть определенные сдвиги в лучшую сторону. К примеру, из советского танка Т-64 украинские оружейники сделали Т-64БМ «Булат».
В прошлом году лучший танковый взвод ВСУ впервые принял участие в международных соревнованиях, известных как «Сильная Европа», и на «Булатах» занял почетное 5-е место. Пропустили украинцы вперед только Австрию (Leopard 2A4), Германию (Leopard 2A6), США (M1A2 SEPv2 Abrams) и Францию (AMX-56 Leclerc), опередив бронзового призера прошлого года — Польшу (Leopard 2A5). При этом в таких компонентах, как слаженность подразделений и экипажа и скорострельность украинцам не было равных.
Армия есть, но она не так хороша, как утверждают власти
Несмотря на довольно серьезное недовольство властью, много украинцев считает, что ситуация с армией начала выравниваться. На оптимистические рапорты Порошенко люди реагируют с усмешкой, но для себя отмечают — успехи есть.
На просьбу «Росбалта» оценить боеспособность армии источник, имеющий «определенное отношение» к Генштабу ВСУ, безусловно, неплохо знающий проблему изнутри, сказал следующее: «Неважная армия. На данный момент неважная. Однако радует то, что она вообще есть и выглядит куда лучше той, что была четыре года назад. Это, согласитесь, хорошая новость».
Согласно его мнению, самое позитивное для Вооруженных сил — это процессы, происходящие вокруг них. Сейчас у Украины достаточно высоки шансы создать очень крепкую армию, несмотря на сложную экономическую ситуацию. По его прогнозу, в ближайшие годы ВСУ будут развиваться и крепнуть, а пока армия становится на ноги, «воевать» за нее должны дипломаты и политики. И, в принципе, определенные достижения у них на этом «фронте» уже налицо.
Так что, можно уверенно говорить — украинцы постепенно избавляются от нелюбви к собственной армии и надеются на ее расцвет. Правда, чувства еще не настолько горячи, чтобы призывники страстно и добровольно захотели пройти срочную службу. В последние дни военкомы, пытаясь избежать полного провала осеннего призыва устраивают облавы на молодых людей прямо на улице, а в СМИ все чаще мелькают заголовки типа: «Посадили в военный автобус и увезли в неизвестном направлении». В принципе, все понятно — служить бесплатно неохота никому, что хорошо подтверждается отсутствием особого дефицита в контрактниках.
Валентин Корж, Днепр, Украина