Posted 16 ноября 2018, 07:35
Published 16 ноября 2018, 07:35
Modified 30 марта, 18:11
Updated 30 марта, 18:11
В Армении — новый скандал, связанный с деятельностью в ней крупного российского бизнеса. На сей раз комитет государственных доходов в самый «подходящий» момент сообщил о возбуждении уголовного дела в связи с уклонением ЗАО «Газпром Армения» от налогов в особо крупных размерах. Комитет информирует, что в настоящее время «осуществляются необходимые следственные и процессуальные действия для уточнения ущерба, нанесенного государству в результате злоупотреблений», допущенных ЗАО, а также «выявления коррупционных схем в сфере потребления природного газа». В денежном выражении речь идет о недоплате армянскому бюджету нескольких миллиардов драмов (то есть нескольких миллионов долларов) в 2016—2017 годах.
Отметим, что ЗАО находится в стопроцентной собственности «Газпрома». Если не считать поставок на ТЭС небольшого объема газа из Ирана для выработки и экспорта электроэнергии в ИРИ, российская компания занимает монопольную позицию на армянском рынке, ежегодно направляя сюда до 2,5 миллиардов кубометров топлива.
«Газпром Армения» выразила свое категорическое несогласие с выдвинутыми против нее обвинениями. В заявлении, распространенном компанией, указано на «безосновательность информации о крупных финансовых нарушениях». Подчеркивается также, что проверка деятельности ЗАО еще не завершена, и до сих пор не представлено ни одного доказательства нарушения им налогового законодательства Армении. «Подобная деятельность комитета может нанести ущерб деловой репутации компании и нарушить процесс ее естественной деятельности», — заявили в «Газпром Армения».
Тут стоит вспомнить, что в ходе одной из недавних встреч президента России Владимира Путина с Николом Пашиняном, захватившим власть в Армении революционным путем и исполняющим сейчас обязанности премьера, последний поднял вопрос изучения механизма ценообразования на поставляемый в республику российский газ. По мнению Пашиняна, «граждане Армении сегодня не чувствуют, что получают из России дешевый газ», и место имеют «коррупционные риски».
Разумеется, они не могут быть исключены в деятельности любого хозяйственного субъекта, да и государства — тоже. Примечательно, однако, что армянские налоговики возбудили уголовное дело против ЗАО именно в тот момент, когда власти республики ведут переговоры с «Газпромом» и Минэнерго РФ о снижении цены на поставляемый в Армению газ. Дорогим его не назовешь и сейчас — с доставкой до границы цена одной тысячи кубометров составляет 150 долларов США. Но армяне стараются скинуть ее еще больше. Уж не потому ли они, говоря прямо, — с целью шантажа «наехали» на российское ЗАО? Время-то для возбуждения уголовного дела для этого самое «подходящее», а пространство для торга — обширное.
Тут стоит отметить, что хоть Армения и покупает газ за 150 долларов, но потребитель платит вдвое больше — 290 долларов за тысячу кубов. Столь значительный ценовой разброс очень легко «пристегнуть» к коррупционным схемах не только самого «Газпрома», но и представителей бывшей армянской власти. О том, что они нагрели руки на российском газе, в Армении говорят уже давно. То есть одним выстрелом можно убить сразу нескольких зайцев: скомпрометировать российского монополиста и подвести под статью бывших авторитетов армянской политики в аккурат к выборам в парламент — чтоб не мешали. Но для привлечения электората на свою сторону революционной власти придется до выборов снизить цену на газ для конечного потребителя, в противном случае вся эта история с «Газпромом» будет шита белыми нитками, да еще и носить откровенно антироссийский характер.
Издание «Репортер» приводит мнение российского эксперта Игоря Коротченко, в соответствии с которым за действиями армянской власти могут стоять интересы банального государственного рэкета. То есть не исключено, считает он, что Никол Пашинян инициировал проверки в ЗАО с целью захвата имущества дочернего предприятия российской компании. Словом, подтексты со всей этой «уголовщиной» имеются, что грозит очередным обострением отношений между Москвой и Ереваном. Тем более, что истории этой предшествовал не один скандал, связанный с российским бизнесом и «российским фактором» в Армении.
В частности, не успел Пашинян занять пост премьера в парламентской республике, как комитет по госдоходам обвинил в сокрытии налогов несколько газозаправочных станций, принадлежащих тому же «Газпрому». Что ж, вполне возможно, что претензии были обоснованными. Однако темной осталась громкая история с безобразным ночным «маски-шоу» в офисе ЗАО «Южно-кавказская железная дорога» — дочерней компании ОАО РЖД. Известна также скандальная история с задержанием армянскими властями генсека ОДКБ — представителя Армении. Москва, да и вся ОДКБ, были очень недовольны столь явной дискредитацией организации со стороны ее же члена.
В общем, едва ли не все российского «происхождения» становится в Армении криминальным и подлежит «соответствующему» преследованию. Правда, не совсем ясно, как представляет себе новая армянская власть в заданных условиях снижение тарифа на газ, потребность в котором может возрасти, поскольку в республике планируется строительство итальянской компанией Renco ТЭС мощностью 250 МВт. Будущая станция считается довольно крупной и перспективной с точки зрения экспорта армянской электроэнергии: напомним, в 2019 году завершится строительство 400-киловольтной ЛЭП, связывающей Армению с Ираном.
Тут возникает вопрос: а кто, собственно, будет поставлять газ для генерации электроэнергии на новой ТЭС, если из Армении все же выживают российского монополиста? Да еще и в условиях, когда США пытаются ограничить и контролировать деловые контакты Еревана с Тегераном, и когда иранский газ, при теоретической перспективе его импорта, в любом случае обойдется Армении дороже, чем российский.
Разумеется, этого не может не понимать даже такая неопытная власть, как армянская революционная, делающая ставку на развитие западного вектора во внешней политике, но пока ничего от него не получившая, кроме скрытых и явных угроз на случай не подконтрольных «заокеании» контактов Еревана с Москвой и Тегераном. Собственно, Армения вообще, а в контексте взаимоотношений с российским бизнесом — в частности, сама себя загоняет в угол. Истории с «Газпромом», РЖД, ОДКБ, другие «эпизоды» говорят в пользу того, что Ереван довольно вульгарно шантажирует Москву и на почве газовых тарифов, и на почве соскакивания с российского «крючка», что отрицательно сказывается не только на армяно-российском деловом и политическом климате, но и бросает густую тень на инвестиционную среду Армении в целом.
Так что Еревану не стоит увлекаться громкими «разоблачениями», имея в виду хотя бы то, что от «Газпрома» ему реально некуда деваться, и от вопросов безопасности, зависящих от России — тоже. К этому можно добавить то обстоятельство, что Россия является главным рынком сбыта для армянской продукции, экспорт которой в РФ последовательно растет, несмотря на не только политическую, но и деловую напряженность.
Что касается последней: при всей нетерпимости к бизнесу российского происхождения, Армения, тем не менее, рассчитывает на помощь «Росатома» в модернизации атомной электростанции в Мецаморе, покрывающей 40% потребности республики в электроэнергии. Топливом ее обеспечивает Россия, безопасностью эксплуатации — она же. Разумеется, делается это не безвозмездно: Евросоюз требует закрытия станции, что означает возврат Армении во тьму начало 90-х годов, а для России — утрату части своего влияния в стратегически важной для нее республике. Кстати, были планы, связанные со строительством «Росатомом» в Мецаморе нового блока мощностью 600 МВт и стоимостью в 5 миллиардов долларов. При этом российская сторона брала на себя часть расходов, обеспечение станции оборудованием и технологиями. Но, видимо, этому проекту пока не суждено реализоваться: РФ, по имеющимся данным, ограничится выделением кредита и гранта на ремонт блока и сама же займется соответствующими работами.
Впрочем, все еще может измениться не в лучшую для Армении сторону. Скоро в ней состоятся парламентские выборы, но бывшая правящая Республиканская партия, считающаяся «пророссийской» (во всяком случае, не лезущей на рожон с Москвой), вряд ли вернется к власти. А дальнейшую поведенческую модель Пашиняна прогнозировать сейчас сложно. Одно можно сказать с уверенностью: политически этичной в отношении России она вряд ли станет, точнее, уровень этики будет выборочным в каждом конкретном случае, даже если на карабахском направлении грянет гром. А это означает, что кредит в большей части российских «лавочек» для Армении будет, скорее всего, закрыт.
Ирина Джорбенадзе