Posted 8 ноября 2018, 11:50
Published 8 ноября 2018, 11:50
Modified 30 марта, 18:15
Updated 30 марта, 18:15
В истории с повсеместно воруемой из магазинов картонной Ольгой Бузовой всех интересует сама логика поветрия. Потому ли Бузову воруют, что она картонная? Или потому, что рекламирует чипсы? Или потому, что связана с «Домом-2»? Или потому, что это женщина, которая поет? А может, тут важен феномен эдакого шаловливого, кокетливого, напоказ выставленного, но при этом ненаказуемого воровства?
Мы привыкли во всем искать причинно-следственные связи: последние десять тысяч лет этот поиск вознаграждался щедро. История человеческой цивилизации — вообще история о том, как сапиенс ставил себе на службу открытые закономерности. Сила действия равна силе противодействия; что посеешь, то и пожнешь. Ну и так далее — во всех мыслимых вариантах. Все понимали, что человек, хорошо учившийся, а затем упорно трудившийся, почти гарантированно становился известным (по крайней мере, в своем кругу). Это касалось что профессоров, что певцов. А на тех, кто полагался лишь на удачу, случай, везение, смотрели как на дурачков (и правильно делали).
Так продолжалось вплоть до заката индустриальной эпохи. Постиндустриальная эпоха отодвинула ньютонову механику (действие — результат) в сторону. Информационная эра ввела в нашу жизнь механику практически квантовую, с ее неопределенностями и вероятностями. Теперь, как точно предсказал Энди Уорхол, каждый может рассчитывать на свои 15 минут славы. Почему? Да нипочему. Закономерностей больше нет. История с ворованной Бузовой может стать вирусной. А может, и не вирусной. А может и не стать…
Ну вот представьте себе китайский бильярд размером с Землю. Еще в индустриальную эпоху он работал как нормальный китайский бильярд. Выстреливал шарик, летел через тернии к звездам и попадал в лунку той или иной ценности. Или не попадал, если игрок был недостаточно тренирован. В том бильярде нельзя было выстрелить миллионом шариков сразу, потому что любая карьера строилась по экспертному принципу. Учеба, одобрение наставников, признание коллег — все это годы, отборы, отсеивания.
А теперь общее информационное пространство снабдило игровое поле массой разом бьющих катапульт. Миллионы шаров катятся по нашей планете, сталкиваются, отлетают, рикошетят. И некоторые непременно попадают в лунки славы. Многие — совсем ненадолго, потому что их вышибают новые шары. Где сегодня корейский певец PSY, под гангста-стайл которого колбасился весь мир пару лет назад? Куда делось поветрие танцевать в нижнем белье, введенное в вирусный оборот курсантами из Ульяновска (и готов ли кто установить связь между популярностью и Ульяновском, популярностью и нижним бельем?).
Очевидных закономерностей больше нет. В десятку самых богатых людей мира входят недоучки, выгнанные из университетов, — начиная с Билла Гейтса. А в музыкальные чарты — домохозяйки типа Сьюзан Бойл. И отсутствие внятных закономерностей — это главная закономерность нашей жизни. Грубо говоря, сегодня, если вы хотите преуспеть в бизнесе, глупо читать «Как заработать первый миллион» Довганя (хотя бы потому, что где он сам сегодня со своими вчерашними цветущими бизнесами?!) Но полезно почитать «Черного лебедя» Талеба — эта книга как раз о факторе непредсказуемости.
Значит ли это, что мы в новой системе случайностей, непредсказуемостей и неопределенностей не можем сделать никаких важных для себя выводов?
Нет, не значит.
Вывод первый: будьте готовы к внезапной известности. Она может обрушиться на вас даже без ваших к тому усилий. Бузову сделала Бузовой не она сама, а те, кто ролики с ворованной Бузовой выложили в сеть. Вас тоже могут, условно говоря, своровать и выложить (и не факт, что вы от своего вида придете в восторг).
Вывод второй: если популярность все-таки пришла, разумно рассчитывать, что длиться она будет ровно 15 минут — и успеть за эти 15 минут перевести все полученные от случайной славы дивиденды в более надежные инструменты.
Вывод третий: не завидовать другим и не сетовать на судьбу, а «повезло» и «не повезло» воспринимать лишь как выигрыш (или проигрыш) в лотерее.
И, кстати, как квантовая физика не отменяет законы механики Ньютона, так и эпоха случайностей не отменяет старых добрых закономерностей, сводящихся к тому, что награда в общем и целом соответствуют уровню владения ремеслом. Просто уровень награды теперь не так высок, как прежде, да и ремесла отмирают куда чаще, чем раньше.
Но даже если вся жизнь промелькнет перед вашим внутренним взором и окажется, что в ней не было ни минутки славы, не расстраивайтесь: 15 минут раздаются порой и посмертно. Вам, конечно, под землей будет все равно. Но ваши внуки, поверьте, будут в совершенном восторге.
Дмитрий Губин