Posted 30 октября 2018, 18:20
Published 30 октября 2018, 18:20
Modified 30 марта 2024, 18:19
Updated 30 марта 2024, 18:19
Аварии в космической и оборонно-промышленной сфере стали едва ли не обыденным явлением. Только оправились от неудачного пуска ракеты «Союз» — как пришлось столкнуться с затоплением уникальной плавучей платформы в Мурманске, где спускали на воду злополучный авианосец «Адмирал Кузнецов». Эти провалы — закономерны, считают эксперты.
Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель:
«Наши военные, наш оборонно-промышенный комплекс, наша космическая индустрия используют технологии 1970-х, а в некоторых случаях даже 1960-х годов, и оборудование, которое было сделано в те годы. При этом специалистов, которые в то время получили образование и начали работать, уже практически не осталось, либо это семидесятилетние старики. Нет нового поколения, которое могло бы обращаться с такой техникой — это не современное оборудование, где надо знать программы и на кнопки нажимать. Тут нужны „серьезные навыки“: где-то молоточком стукнуть, а где-то кувалдой, где-то гайку повернуть на сколько-то оборотов. По книжке это не выучишь.
Во всем мире от такой техники и технологий уже отказались, а у нас получился разрыв. В результате делают все больше ошибок. Вот и при погружении дока его начало набок заваливать, видимо, он неравномерно опускался. Возможно, кто-то что-то не повернул или повернул не так. Комиссия будет разбираться.
О кадровых проблемах постоянно говорят на всех совещаниях. Необходимо технологическое перевооружение, но решения все нет. Вот и оказались в тупиковой ситуации, когда ракеты падают, корабли тонут, потому что кто-то что-то не так сделал».
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:
«Одна картинка — это момент, когда мы демонстрируем „калибры“, летящие из Каспия и поражающие цели на Ближнем Востоке. Эта картинка нам стоила 10 млрд рублей за один пуск, зато обеспечила соответствующее повышение уровня доверия общества к власти.
А „Адмирал Кузнецов“ — это другая картинка, отражающая реальность и являющаяся символом нашей обороноспособности.
„Дизель-шоу“ в Средиземном море, когда были утоплены два самолета, дополнилось нынешней аварией в рамках ремонта на 40 млрд рублей. Это соответствующая демонстрация, и говорить здесь о случайности уже нельзя. Слишком большая цепь случайностей получается.
К сожалению, это результат шапкозакидательской политики, и в первую очередь, — [главы Роскосмоса] Дмитрия Рогозина, заявившего в момент прихода на должность вице-премьера, что „вы не узнаете промышленности через три года“. И выхода из сегодняшней ситуации я не вижу в нынешней системе координат — вне зависимости от количества бюджетных ассигнований, которые будут идти в военно-промышленный комплекс, безусловно, требующий, в первую очередь, технологической модернизации».
Анатолий Баранов, публицист, главный редактор «ФОРУМ.мск»:
«Было происшествие на заводе „Звездочка“, когда загорелась обшивка на атомной подводной лодке, на борту которой находилось оружие. Но вряд ли общество навскидку сможет назвать виновных в той ситуации. „Обшивку космического корабля просверлили“. По определению доступ к таким объектам ограничен, но мы до сих пор не знаем ни имени, ни фамилии „героя нашего времени“.
Сейчас авария произошла с „Адмиралом Кузнецовым“… Надо быть совсем уж благодушным идиотом, чтобы сказать, что это все — не системное явление, а случайность. Конечно, в любом производстве бывают аварии, но когда это имеет такую частую повторяемость, то это уже надо рассматривать как системный порок.
Ссылки на „секретность“ в таких авариях на самом деле призваны прикрыть обычное „раздолбайство“. Товарищ Сталин говорил, что у каждой аварии, ошибки, есть имя и фамилия. И тогда слова об ответственности носили прикладной и даже пугающий оттенок. А сегодня если речь не идет о воровстве, то поставят на вид, лишат квартальной премии или, максимум, снимут с должности. Сейчас мы случайно чуть не потеряли единственный авианосец. Разве такое можно оценить квартальной премией или снятием с должности?
Вот это главный порок: полная тотальная безответственность любого руководителя за практически любые последствия его деятельности. И в истории с Дмитрием Рогозиным мы видели, как он много лет просидел на должности вице-премьера, а когда его все-таки сняли, то еще и направили руководить „Роскосмосом“ с расширением полномочий».
Вадим Жартун, директор консалтинговой компании Nova Team:
«У любой социальной системы есть свой жизненный цикл: рождение, зрелость и, в итоге, смерть. По всем признакам Российская Федерация находится в последней фазе своего развития, то есть она дряхлеет. И понятно, что признаки этого процесса заметны прежде всего там, где работают наиболее сложные системы — авиационная, космическая отрасли и все, что связано с „оборонкой“.
Именно там вылезают проблемы, связанные с отсутствием организации производства, адекватного менеджмента, с дефицитом бизнесов, которые не были бы построены вокруг госзаказа, распила и действительно были бы озабочены качеством. Итог понятен.
Ранее авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“ несколько раз горел, терял ход, на нем затапливало мазутом боевые посты, тонули его самолеты и вертолеты. Череда аварий, связанных с авианесущим крейсером, имеет свои закономерности, и их причина — в системных проблемах российской „оборонки“».
Дмитрий Ремизов