Posted 30 октября 2018, 14:05
Published 30 октября 2018, 14:05
Modified 30 марта, 18:19
Updated 30 марта, 18:19
Помните историю, как местный депутат из городка под Новосибирском спилил «аварийные» качели на детской площадке и перевез их в свой дачный поселок — дескать, что добру пропадать? Прогрессивная общественность справедливо возмущалась мелким рвачеством политика. Но, подозреваю, его соседи по садоводству «Тихие зори» были только рады такой хозяйственности.
Вообще, наличие в небольшой российской общине (будь то жилищный кооператив, СНТ, деревня и т. д.) какой-нибудь «шишки» заметно повышает статус и благосостояние всей общины. Этой нехитрой философией поделился со мной один народный Спиноза по имени Сергей — рукастый мужик, оказывающий разные хозяйственные услуги на юге Подмосковья.
Подключить садоводство к газу, даже если труба проходит рядом с товариществом, стоит по 400-700 тысяч рублей с каждого участка. Суммы для большинства живущих в наших местах абсолютно космические. Поэтому газифицированные садоводства, по наблюдениям подмосковного философа, — верный признак проживания в них кого-то из бывших или нынешних чиновников, имеющих возможность по хитрым схемам (по закону нельзя) включить СНТ в программу газификации региона.
«Прошлой зимой ездил в садоводство N и обалдел, — рассказывает Сергей. — Дороги вычищены лучше, чем в городе, асфальт качества федеральной трассы. Спрашиваю, откуда такое богатство? А просто в одном из домиков, как рассказал мне председатель садоводства, поселился средней руки чиновник из Минтранса — к пенсии готовится. Так он дороги товарищества умудрился включить в перечень федеральных, и теперь их не только ремонтируют за счет госбюджета, но и от снега ежедневно чистят. Понятно, что в садоводстве на этого мужика чуть не молятся».
Мусорный полигон в наших краях закрыли в два дня, если верить тому же Сергею, только потому, что кому-то из местного начальства, построившему домик без учета розы ветров, надуло неприятным запахом в подворье.
Еще хорошо иметь в членах СНТ «какого-нибудь приличного бандита», считает Сергей. Тогда на охрану не надо тратиться, и вообще порядка больше. Вот местные бандиты еще в 2000-е скупили участки у заброшенного пруда, после чего водоем вычистили, от каждого домика отдельную пристань обустроили, а на другом берегу — песчаный пляж для всех желающих. Пусть народ тоже купается-загорает, не жалко. Главное — на их половину пруда не заплывать.
«Одно плохо — власть давно не менялась, — вздыхает философ. — Застой у нас тут полнейший из-за этого». Не успеваю задать дурацкий вопрос, не демократ ли он, как Сергей развивает мысль. По его мнению, чем чаще меняются руководители территорий — от страны до самых до окраин, тем больше вероятность, что новые «шишки» окажутся жителями садоводств, которые еще прозябают без газа и дорог. А там и новые бандиты подтянутся — тоже что-то обустроят… И чем чаще «шишки» будут меняться, тем активнее будет идти этот своеобразный процесс обустройства России. Другой возможности наладить в стране сносную жизнь Сергей не видит. И на выборы ходил именно по этой причине: «чтобы одно ворье сменить на другое». Верить в светлое будущее без воров и бандитов он наотрез отказывается — «я же не дурак».
Объяснять Сергею, что его философия больше похожа на синдром заложника, я не стала. У нас этим синдромом полстраны страдает. Да и не одни мы такие. Жители колумбийского городка Медильин вон тоже до сих пор добрым словом вспоминают главу местного наркокартеля Пабло Эскобара. Жестокий наркобарон щедро жертвовал миллионы долларов на жилье для бедных, церкви и футбольные площадки. Отстроенный на кровавые деньги район и сегодня называют кварталом Пабло Эскобара, а его могилу посещают тысячи людей, несмотря на борьбу властей с культом бывшего «хозяина» Медильина. Ведь убивал и грабил он за пределами родного городка, а для местных был настоящим Робин Гудом и большим патриотом малой Родины.
Впрочем, и мне чиновник, обустраивающий за счет властного ресурса территорию своего садоводства, кажется сегодня милее того, который переводит похищенное в офшоры и покупает недвижимость за рубежом. От первого хоть какая-то польза стране.
Интеллектуал Владислав Иноземцев и вовсе считает, что наша элита будет только тогда предана интересам страны, когда станет этой страной владеть. Не де-факто, как сейчас, а де-юре. «В нынешних условиях общество вынуждено тратить на удовлетворение аппетитов своих „элит“ в десятки раз больше, чем могло бы. Представьте: друг президента хочет заработать миллион долларов и ради этого… инициирует строительство никому не нужной дороги в никуда за сто миллионов, чтобы подрядчик отчекрыжил ему один. Если бы, условно говоря, господин Ротенберг получал из бюджета свои сто миллионов долларов год только потому, что он господин Ротенберг, это было бы гораздо более экономно для всей страны. Почему этого не происходит? Наша власть соответствует порядкам XIX века и крепостного права, а общество, которым оно управляет, гораздо современнее и адекватнее своей эпохе. „Продать“ ему свои манеры и намерения довольно сложно. Отсюда, кстати, и вынужденное, формальное соблюдение демократических процедур, таких как выборы и подотчетность правительства парламенту», — поясняет Иноземцев.
А может, уважаемый эксперт ошибается? И наши сограждане уже готовы к новому общественному договору: заплатить дань в сто миллионов, чтобы хотя бы один из них пошел не на мосты из ниоткуда в никуда, а на вполне конкретные дороги? Заплатить налоги, не спрашивая, почему они идут не на пенсии и медицину, но с условием, что новых налогов не введут?
Во всяком случае хозяйственный Сергей из Подмосковья точно к этому готов. «И на выборах тогда можно будет сэкономить», — тут же схватывает он суть.
Виктория Волошина