Posted 10 сентября 2018, 16:31
Published 10 сентября 2018, 16:31
Modified 30 марта 2024, 18:47
Updated 30 марта 2024, 18:47
Петербургские суды начали рабочую неделю ударно — в понедельник коридоры домов юстиции заполонили участники несогласованного митинга против пенсионной реформы. Молодые люди нашли неожиданную поддержку от сотрудников полиции. Но судей не разжалобить аргументами вроде «я просто мимо проходил». «Росбалт» воочию наблюдал за торжеством правосудия по-петербургски.
В коридоре Приморского райсуда Петербурга группа молодых людей с протоколами на руках терпеливо ждала своей участи.
«Так, кто здесь Баранов? Скажите мне свое отчество», — общественница Варя Михайлова пыталась разобраться, кто есть кто в этой толпе. Мимо молодых людей раз за разом проводили обвиняемых в наручниках. Чуть поодаль стояли сотрудники полиции.
«Я впервые видел такое, когда задержанных фактически отбивали у ментов. Полицейские выхватывали из толпы людей, пытались задержать, но по пути их несколько раз фактически силой спасали», — рассказал «Росбалту» один из задержанных на митинге в воскресенье.
«Полиция очень славно орудовала дубинками, постоянно сжимали в кольцо. На Пироговской набережной одному парню стало плохо после задержания. Это не было похоже на то, что он симулировал. Скорее какая-то паническая атака началась», — сообщил другой молодой человек.
«При этом ни у кого из космонавтов не было ни жетонов, ни нашивок. Были еще неизвестные персонажи без опознавательных знаков, они были в красных тельняшках», — вспоминают активисты.
«Это тоже нарушение, и мы тоже напишем жалобу», — отреагировала Михайлова.
В воскресенье правоохранительная система действовала в Петербурге жестко. В автозаки отправлялись пенсионеры, подростки, случайные прохожие. Среди них оказался 42-летний уроженец Белоруссии Виталий Сенкевич.
«Я о митинге узнал случайно, когда проходил мимо. Шел по своим делам, но в итоге был задержан», — уточнил он.
В понедельник суды Петербурга начали выносить решения по делам задержанных на воскресной акции. В основном активистов привлекают по части 6.1 статьи 20.2 КоАП — участие в митинге, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Санкция данной статьи предусматривает в том числе административный арест на срок до 15 суток. Петербургские судьи воспользовались своим правом и арестовали ряд задержанных. На служителей Фемиды не повлияли и жалобы на хронические заболевания.
«Мне дали 7 суток административного ареста, несмотря на то, что у меня бронхиальная астма, и я об этом сказал судье», — рассказал агентству петербуржец Игорь Шалупов.
Молодых людей тем временем пригласили в зал судьи Екатерины Богдановой. Первым рассмотрели дело 35-летней Оксаны Леоновой, на иждивении которой находятся двое детей. Быстро, зачитав права, судья обратилась к женщине.
«Подробнее о правонарушении хотите рассказать?»
«Нет. Единственное, что могу сказать, что я никакого правонарушения не совершала».
В зале, тем временем, перешептывались.
«Говорят, что в соседнем кабинете парням присуждают аресты, а девушкам — штрафы. Есть шанс, похоже».
Шанса не было. Проведя в совещательной комнате ровно пять минут, судья вынесли постановление — арест на трое суток.
За тем, чтобы активисты не сбежали из зала, следили трое полицейских. Еще один на всякий случай стоял в дверном проеме. Молодые люди заряжали свои телефоны, хотя после доставления в изолятор на Захарьевской улице вся техника будет изъята.
«Извините, а вы не подскажете фамилия судьи?» — обратилась к секретарю общественная защитница.
«На двери написано», — исподлобья ответила та и сосредоточила свой скучающий взгляд на невидимом объекте.
Следующим под суд пошел случайно задержанный на митинге гражданин Белоруссии Сенкевич.
«Я хочу заявить, что не принимал участия в этом мероприятии. Это какая-то ошибка. Прошу вас во всем разобраться», — обратился он к судье.
«А что было-то?» — поинтересовалась судья.
«Я просто шел по своим делам. Увидел шествие, столкнулся с ними. И меня задержали», — рассказал мужчина.
«Так, кто беседует в зале? Последнее предупреждение, и все идут обратно в автобус», — возмутилась Богданова.
Суду, между тем, предъявили видеозапись задержания мужчины. Секретарь повернула монитор к судье, оставив публику ни с чем. В зале опять послышалось перешептывание, причем исходило оно от полицейских. Но Богданова свой гнев обрушила на активистов.
«Так, зал покинули все», — отчеканила она.
Молодые люди вышли в коридор. Судья окинула взглядом свои владения и увидела одного оставшегося в зале корреспондента «Росбалта».
«Так, а вы кто?»
«Пресса, ваша честь».
Слуга Фемиды повернулась обратно к монитору и стала смотреть отснятое «кино». Что было на экране, неизвестно, но спустя пять минут у нее был готов вердикт.
«Признать виновным и назначить наказание в виде административного ареста сроком на пять суток», — резюмировала Богданова.
В коридоре, тем временем, прибавлялось народу. На воскресной акции полицейские задержали врача. В Приморский суд его пришли поддержать коллеги. Но в понедельник медицинская помощь понадобилась и самим активистам. Александр Цхорвебов был доставлен в 12 отделение полиции, но вскоре был госпитализирован. Как сообщила активист волонтерской организации «Помощь задержанным в Питере» Наталья Сивохина, мужчина страдает нейропатией — ему показана ежедневная терапия, пропускать которую нельзя из-за угрозы паралича.
«Александра госпитализировали в 26 городскую больницу: сегодня утром за ним приехали полицейские, потребовав, чтобы он ехал с ним в суд. Правоохранители буквально ходят за ним по пятам, сопровождая больного на каждую процедуру», — возмутилась Сивохина.
Сам Цхорвебов заявил «Росбалту», что оказался на митинге случайно.
«Я в тот день ехал в „Юлмарт“, который находится поблизости. Хотел выйти на Арсенальную набережную, но по дороге меня задержали полицейские», — сказал собеседник агентства.
Несмотря на то, что заболевание Цхорвебова носит хронический характер, его прямо из больницы повезли в суд. По данным «Росбалта», в итоге мужчине присудили штраф в 10 тысяч рублей.
В Калининском суде в понедельник царила своя атмосфера. Сотрудники полиции были подчеркнуто вежливы, давали активистам зарядные устройства, чтобы подзарядить смартфоны. Самих ребят на ночь вывели из «обезьянников», чтобы те смогли поспать на стульях в конференц-зале. Офицеры, провожая каждого задержанного в зал суда, желали удачи: «Братишки, мы с вами». Полицейские также уговаривали в порядке эксперимента согласиться с обвинением — мол, вдруг отпустят со штрафом. В ряде случаев эта тактика сработала. Статистика по другим судам — скорее не в пользу активистов.
По данным объединенной пресс-службы судов города на 17:30 понедельника, в районные инстанции поступили свыше 240 материалов задержанных на митинге против пенсионной реформы. Красногвардейский суд оказался наиболее гуманным — 25 активистам назначены штрафы по 10 тысяч рублей. Самый строгий на вечер 10 сентября — Невский суд, арестовавший сразу 26 человек.
Илья Давлятчин