Posted 16 августа 2018, 21:05
Published 16 августа 2018, 21:05
Modified 30 марта, 19:00
Updated 30 марта, 19:00
Московский «Марш матерей» власти решили не разгонять. Даже перекрытие некоторыми протестующими проезжей части около здания Верховного суда не привело к задержаниям участников не санкционированного властями мероприятия. В то же время, к его организаторам не только накануне, но и после марша с разнообразными предупреждениями наведывались правоохранительные органы.
Это похоже на шизофрению власти, когда одна рука не знает, что делает другая. Но в реальности все может быть логично. Ходят слухи, что это результат конфликта внутри «властной вертикали», часть которой считает вредной историю с взятием под стражу членов так называемой организации «Новое величие», как считается, созданной провокатором «из органов». Это отнюдь не только так называемые «системные либералы», но и силовики, которые не хотят, чтобы «нижние» этажи системы окончательно забыли о законах и работали бы только, как говорят в России, «по понятиям».
Соответственно, эта часть правящего класса старается давать сигналы о том, что закон в России должен применяться максимально четко (по крайней мере, там, где это не касается их самих). А то ведь недалеко и до того, что их собственных детей на что-нибудь спровоцируют или придется их отмазывать от статьи за «неосторожный репост».
И сейчас, как ходят слухи, которые поддерживала накануне «Марша матерей», например, известный пропагандист Маргарита Симоньян, та часть правящего класса, что выступает за соблюдение хотя бы видимости законности, вроде бы побеждает. Показательно в этом контексте также и поручительство за Анну Павликову и Марию Дубовик депутатов Госдумы от Компартии Валерия Рашкина и Сергея Шаргунова. Частью этого же явления можно назвать и публичную борьбу против возбуждения уголовных дел за репосты и лайки в соцсетях.
Но есть, разумеется, и другая группа, не менее влиятельная, в которой тоже присутствуют силовики. Она традиционно выступает за подавление любых мало-мальски оппозиционных явлений. Их пугает даже марш матерей с детскими игрушками в руках, организаторы которого подчеркнуто старались избежать любых политических акцентов. Вдобавок к тому существует влиятельная группа сотрудников спецслужб, которая уже сделала себе карьеру на уголовных делах, открытых по явно надуманным поводам. И она оказывается под ударом, в случае начала публичной борьбы с подобной практикой. Отсюда и возникают, как говорят слухмейкеры, предупреждения организаторам «Марша матерей» и, конечно, все новые уголовные дела «экстремизм в соцсетях».
Атмосфера складывается совсем нездоровая — дело дошло уже до того, что появились шантажисты, которые вымогают у пользователей соцсетей деньги, угрожая написать донос в правоохранительные органы про их неосторожные комментарии или лайки.
Параллельно продолжается борьба внутри правящего класса и по теме повышения пенсионного возраста. Рейтинги «Единой России», правительства и даже отчасти президента продолжают держаться ниже привычных уровней. И пока единороссы обсуждают, какими политтехнологическими методами можно попытаться повысить свою популярность, спикер Госдумы Вячеслав Володин поставил на кон свою репутацию и политическое будущее, «прикрыв широкой грудью» президента и целенаправленно, как говорят некоторые, вызвав огонь критики на себя. Такие примеры уже были в недавней российской истории, например, публичный спор, в который с оппозиционером Алексеем Навальным вступил миллиардер Алишер Усманов, чтобы отвести удар от премьера Дмитрия Медведева после публикации расследования «Он вам не Димон».
Володин, напомним, защищая необходимость повышения пенсионного возраста, как бы случайно бросил фразу о том, что государственные пенсии в будущем в России вообще могут отменить. Это, разумеется, вызвало резкий взрыв общественного недовольства. Многие критики обрушились на спикера Госдумы так, будто он лично, а не правительство или Кремль, разработал и приводит в действие пенсионную реформу. При том, что Володин как раз был одним из осторожных критиков этого проекта и даже готовит парламентские слушания по вопросу пенсионной реформы, намеченные на 21 августа.
Да, ходят слухи, что экспертов на эти слушания специально подбирают таким образом, чтобы противники реформы не оказались сильнее ее сторонников. Но все же, речь идет о том, чтобы хотя бы попытаться обсудить предложения правительства по повышению пенсионного возраста, которые ранее были просто обнародованы без возможности что-то оспорить или изменить.
Поможет ли «случайный промах» спикера Госдумы президенту? Это смогут показать только актуальные соцопросы. При этом не исключен и вариант, что слухи о «жертвенности» Вячеслава Володина распускает его же окружение, а в реальности спикер и правда допустил промашку, которой не замедлили воспользоваться его оппоненты, например, в Кремле, где он находится в перманентном противостоянии с первым замглавы президентской администрации Сергеем Кириенко.
Скорее всего, ясность по «казусу Володина» наступит уже в конце августа, когда будет видна новая социология, а равно пройдут и инициированные им слушания. Но конфликтов внутри правящего класса значительно больше. Их основная причина — деньги, которых все больше не хватает. Самый яркий пример — это история с попыткой заставить российских металлургов отдать государству то, что власти посчитали сверхприбылью. Олигархи, как говорят, обращались за защитой своих интересов лично к президенту Путину. И пока он сумел сыграть свою любимую роль третейского судьи, примирив всех. Но почва для конфликта с правительством у крупного бизнеса осталась, и либо одной, либо другой стороне спора стоит в обозримом будущем ожидать привычного для России финала подобных противостояний — прихода силовиков. И победителем останется тот, чье реальное влияние на принятие решений в стране сегодня выше.
Иван Преображенский