Posted 13 августа 2018, 15:41

Published 13 августа 2018, 15:41

Modified 30 марта, 19:02

Updated 30 марта, 19:02

Искушение телевизионным фаст-фудом

13 августа 2018, 15:41
Людмила Семенова
Казалось бы, на российском ТВ хватает собственного второсортного контента. Но оно еще и такой же импортный закупает.

Несмотря на все проблемы в политике, культурный импорт с Украины остается в силе. Телесериалы, в которых говорят по-русски, по-прежнему отправляются на наш рынок. Те, кто заведует их производством, отлично понимают, что переориентироваться на другую аудиторию будет сложно и дорого, поэтому закрывают глаза на идеологическое противостояние.

Непонятно только, почему Россия с явно незаслуженной щедростью продолжает оплачивать многосерийные любовно-криминальные поделки. Ведь любому адекватному зрителю понятно, что авторы экономили буквально на всем. И если декорации и спецэффекты не особо важны (киноискусство знает примеры шедевров, снятых при очень скромном бюджете), то дефицит профессиональных сценаристов и качественной актерской игры обрекает любую интересную идею на провал.

Сейчас не особо разборчивый в выборе телеканал «Россия — 1» транслирует очередной продукт фабрики дурных снов — сериал «Искушение» (или «Радуга любви»). Это творение режиссеров Игоря Забары и Сергея Терещука впервые вышло на канале «Интер» весной прошлого года, а теперь проходит премьерный показ на российском телевидении.

Судя по отзывам зрителей, за основу авторы взяли южнокорейскую дораму «Блистательное обольщение», вышедшую в 2015 году. В центре сюжета азиатского сериала — две очень разные женщины, которых странным образом сталкивает судьба, и мужчина, главным смыслом жизни которого является месть. Эта завязка и вправду похожа на то, что мы видим в «Искушении»: две героини, дружившие в детстве, а во взрослом возрасте оказавшиеся в разных социальных слоях, и мужчина, который для обеих был первой влюбленностью. Если украинцы действительно просто скопировали идею на свой лад, это может объяснить многое. Вне контекста сериал выглядит просто странным.

В родственных и деловых связях героев можно запутаться, их взаимоотношения выписаны невнятно — особенно это касается трио главных героев, объединенных не то ненавистью, не то любовью, не то какими-то таинственными узами. Неожиданно всплывающие семейные тайны, роковые предательства, разлука с любимыми, браки по расчету, одинокие матери, классовые барьеры — все эти ингредиенты, необходимые для изысканного мелодраматического коктейля, авторы смешали на свой вкус. В итоге получилась какая-то каша.

Проблема сериала не только в обилии клише, которые давно не работают. Ни сцена изнасилования героини-богачки ненавистным мужем, ни оплеуха, которую девочка-мажор отвешивает дочери прислуги, ни развивающаяся умственная болезнь хозяина особняка, ни похищения со взрывающимися автомобилями — ничто не впечатляет и не побуждает принять сторону кого-то из персонажей. Прежде всего потому, что совершенно непонятно, чего, собственно, хотят и добиваются герои. Может быть, это должно объясниться только в конце, а может, по версии зрителей, объяснения были в первоисточнике, но украинские телевизионщики решили не тратить на них хронометраж.

Единственное, на что можно обратить внимание, — социальный конфликт, который хоть и оставляет неприятный осадок, но привносит хоть что-то живое в этот кукольный спектакль. Неоднократно повторяемый постулат, что всякому «надо знать свое место», грязная драка из-за столика в ресторане, скандалы на уровне «знаешь, сколько этот ковер стоит?!» — при всей отвратительности таких зрелищ, в них, увы, есть многое от реальности. И самым ярким персонажем выглядит мать многострадальной горничной, которую похищение дочери волнует не так остро, как потеря места, где «такая зарплата, такая еда!» Вдобавок она показана беспросветно глупым человеком, неспособным отличить работодателя дочки от местного «уборщика» и пускающимся в рассуждения, сколько на его участке можно посадить огурцов-помидоров.

Все остальные герои — просто никакие. Между ними абсолютно не прослеживается так называемой «химии» — ни любовной, ни враждебной. Их лица практически всегда бесстрастны, словно венецианские маски, а диалоги проговариваются на одной ноте, за исключением самых экстремальных моментов и реплик вышеупомянутой представительницы рабочего класса. И хотя в ряду исполнителей есть звезда украинского экрана Ольга Сумская и российский актер Иван Колесников, они совершенно не спасают положения.

Во время просмотра то и дело вспоминалась нашумевшая премьера летнего телесезона — «Садовое кольцо». При всех свинцовых ужасах сюжета и аморальности персонажей, чрезмерной даже для нашего времени, у него все же был грамотный и захватывающий сюжет (который, правда, безнадежно испортили пасторальной концовкой). И актеры отыгрывали убедительно и органично. Значит, Россия способна не только импортировать сомнительную продукцию, но и создавать собственный, иногда вполне качественный контент — это обнадеживает.

Что до «Искушения», то его создателей можно назвать посредниками в мировой культуре — пусть и передается она не в лучшем качестве и по принципу «испорченного телефона». Не исключено, что зрители еще увидят интересные и логичные повороты в этой истории — если, конечно, у них хватит терпения. Но пока сериал явно нельзя назвать резонансным телесобытием лета.

Людмила Семенова

Подпишитесь