«Организацией этой поездки мы — редакция ЦУРа — занимались совместно с Орханом Джемалем, Александром Расторгуевым и Кириллом Радченко. У всех ребят за плечами был огромный опыт военной журналистики, и, конечно, проблемы безопасности были в числе приоритетных при планировании этого материала. В ходе подготовки вопросы безопасности обсуждались с сотрудником ООН, с ним же обсуждались подходящие в плане безопасности маршруты», — отмечается в сообщении Центра.
Там также пояснили, почему Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко приехали в ЦАР по туристическим визам и не аккредитовывались в российском посольстве и консульстве.
«Это было связано с объектом расследования — ЧВК Вагнера. Если гипотеза расследовательской группы была верна, и в ЦАР российская частная военная компания ЧВК Вагнера выступала в качестве наемной боевой силы при негласной поддержке российских властей, то обращение к российским дипломатическим органам делало бы расследование бессмысленным», — отметили в ЦУР.
Кроме того, уточняется, что у журналистов была при себе достаточно крупная сумма денег наличными — около $8,5 тысяч, «что являлось резервом на случай чрезвычайной ситуации, например, для найма охраны в случае необходимости».
«Естественно, что также у съемочной группы была с собой необходимая для работы видео и фотоаппаратура, — добавили в Центре. — Само расследование являлось совместным продуктом. К моменту поездки расследование и большая часть материалов, которая могла быть собраны в России, уже была готова. Проект расследования, в целом, и поездка в ЦАР, в частности, финансировалась Центром управления расследованиями из денег нашего инвестора Михаила Ходорковского. Финансирование включало в себя расходы на оплату работы, поездок, охраны, коммуникаций, перемещений, страховок и оборудования».
В ЦУР также уточнили, что Джемаль, Расторгуев и Радченко прилетели в столицу ЦАР город Банги утром в субботу 27 июля.
«В воскресенье они попытались попасть на базу Беренго, где российские (предположительно) наемники обучают национальную армию ЦАР FACA. Они не смогли попасть на базу, поскольку от них потребовали разрешение Минобороны ЦАР. Следующей целью группы должен был стать город Бамбари, где у них была назначена встреча с фиксером — сотрудником структуры ООН в ЦАРе (MINUSCO). Он должен был предоставить информацию по ситуации с российскими военными инструкторами в ЦАР, помочь со съемками золотых приисков Ndassima, а также обещал контакты официальных лиц, которые готовы были общаться под запись в Банги», — сообщили в ЦУР.