Posted 22 мая 2018, 08:23
Published 22 мая 2018, 08:23
Modified 30 марта, 19:47
Updated 30 марта, 19:47
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о контрсанкциях. Как передает корреспондент «Росбалта», в его поддержку высказались 416 депутатов и только один воздержался при голосовании.
При доработке документа были исключены нормы, содержащие конкретный перечень отраслей, товаров и услуг, которые могли стать объектами контрсанкций. В частности, депутаты вычеркнули норму о запрете на ввоз РФ импортных лекарств, если их аналоги производятся на российской территории.
Закону придали рамочный характер, разработку конкретных мер ограничительного характера в отношении США и их союзников передали на усмотрение и под ответственность президента РФ и правительства, которое по его решение будет вводить контрсанкции. Решения о введении мер воздействия (противодействия) и об их отмене также могут быть приняты на основе предложений Совета Безопасности, говорится в документе.
В законе перечислены шесть направлений, по которым могут быть введены контрсанкции. Среди них — прекращение или приостановление международного сотрудничества РФ, российских юрлиц с недружественными иностранными государствами, организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, организациями, которыми прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее участие более 25% в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств.
Следующее направление — запрет или ограничение на ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств и т. д. При этом перечень таких продукции и (или) сырья будет определять правительство РФ.
В списке возможных контрсанкций также содержатся запрет или ограничение на вывоз с территории РФ определенной продукции и (или) сырья и участие в приватизации, а также лишение доступа к государственным и муниципальным закупкам.
Также могут быть введены иные меры в соответствии с решением президента РФ, говорится в документе.
Контрсанкции могут быть отменены в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их введения. При этом оговаривается, что ограничительные меры не могут применяться в отношении жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в России. Контрсанкционный режим также не будет распространяться на граждан и иностранцев, которые ввозят в Россию санкционные товары для личного пользования.
«Последний вариант закона — безвредный, он ничего не разрешает и не запрещает. У правительства и без этого закона были права в плане введения санкций», — отметил в ходе обсуждения депутат Госдумы от КПРФ Николай Арефьев.
Депутат указал на неоднозначные последствия принятого закона. «Предлагается отказаться от ввоза импортной продукции, но у нас за прошлый год импорт возрос на 24%, а за первый квартал текущего года — на 21%. Если будем оказываться от вывоза продукции, то у нас многие предприятия просто встанут, потому что они работают исключительно на вывоз», — заметил Арефьев.
Он напомнил, что гораздо более «грозным орудием» может стать принятый Госдумой в первом чтении законопроект об уголовном наказании за исполнение антироссийских санкций на территории РФ. «Что будет с экономикой, если мы начнем расправляться с ней вот таким методом? Когда вводятся санкции, наши предприниматели оказываются между двух огней — как быть? В результате может получиться так, что только погибнет предприятие и усилится экономическая депрессия», — отметил Арефьев.