Posted 8 мая 2018, 18:54

Published 8 мая 2018, 18:54

Modified 30 марта, 19:54

Updated 30 марта, 19:54

Тегеран способен на асимметричный ответ

8 мая 2018, 18:54
Решение Трампа выйти из «ядерной сделки» может подтолкнуть Израиль к войне с Ираном, итог которой трудно предсказать, предостерегают эксперты.

Опасения насчет того, что из-за Ирана на Ближнем Востоке вот-вот может начаться масштабная война, высказывает далеко не один только президент Франции Эммануэль Макрон. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во вторник заявил, что «Иран стремится разместить в Сирии очень опасное оружие» с целью уничтожения еврейского государства. На днях глава израильского правительства уже сделал ряд беспрецедентно острых заявлений в адрес Ирана. По его словам, Корпус стражей исламской революции (КСИР) перебрасывает в Сирию наступательное и оборонительное вооружение, в том числе, ударные беспилотники, средства противовоздушной обороны и ракеты класса «земля — земля».

Также во вторник вечером президент США Дональд Трамп объявил о своем решении отказаться от ядерной сделки с Ираном — а это большое ведро керосина в и без того полыхающий в регионе костер противоречий.

Настроения у потенциальных участников новой войны царят самые воинственные. «Мы полны решимости остановить иранскую агрессию против нас, даже если это будет означать конфликт. Лучше сейчас, чем позже», — уже заявил Нетаньяху. Страны, не готовые действовать вовремя, потом платят высокую цену, добавил он.

Как известно, Нетаньяху уже согласовал свой визит в Москву, где главной темой для его переговоров с президентом Путиным, по мнению экспертов, станет согласование действий израильских военных с российской стороной. Кремлю придется сделать не такой уж легкий выбор. С одной стороны, он союзник Ирана. С другой, и с Израилем у РФ последние годы выстраиваются неплохие отношения. Кроме того, российскому лидеру, скорее всего, нечего будет противопоставить аргументам израильской стороны по существу — не так давно Моссад выкрал в Иране убедительные доказательства разработки Тегераном ядерного оружия.

Таким образом единственным предметом предстоящих переговоров в Москве вероятней всего может быть только договоренность о взаимном отказе Израиля и России наносить удары по формированиям друг друга в Сирии. Однако при этом открытым остается ряд вопросов. А именно, готово ли еврейское государство к полноценной войне с такой крупной и достаточно сильной в военном отношении державой, как Иран? Каковы его шансы в новом большом конфликте на Ближнем Востоке?

Эксперты, к которым обратился обозреватель «Росбалта» за разъяснениями, считают, что Израиль действительно способен самостоятельно вести такую войну, однако ее последствия непредсказуемы.

Начало войны между Израилем и Ираном пока маловероятно, все же уверен специалист по Ближнему Востоку и США, главный научный сотрудник института Европы РАН Александр Шумилин. Тому есть ряд причин, главная из которых состоит в том, что «задача Нетаньяху — мобилизовать сейчас мировое сообщество для того, чтобы трансформировать договор („ядерную сделку“) США с Ираном», — отмечает эксперт. По его мнению, удар Израиля по Ирану «может привести к победным, но мало предсказуемым для Тель-Авива последствиям, поэтому этот вариант сегодня исключается».

В принципе, Израиль способен самостоятельно воевать с Ираном, «но не сейчас, сегодня не тот расклад», — продолжает эксперт. Кроме того, на его взгляд, если израильтяне и решатся на удар, то, скорее всего, он будет нанесен по иранским объектам в Сирии, а также ядерным объектам в самом Иране. «Но Израиль если и пойдет на это, то не в одиночку, а только при поддержке (не обязательно огневой) арабских монархий Персидского залива», — уверен Шумилин.

Противостояние Израиля и Ирана делает обстановку в Сирии крайне опасной. Такое мнение в свою очередь высказал старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, эксперт по проблемам Ирана Владимир Сажин. В то же время, считает он, если не произойдет каких-то роковых перемен, Израиль вряд ли нанесет удар по территории собственно Ирана.

Кроме того, эксперт полагает, что, «несмотря на очень воинственные и, в общем, оправданные заявления израильской элиты, Израиль, экономика которого сейчас находится на подъеме, не хочет боевых действий с Ираном». С другой стороны, продолжает Сажин, «Израиль никогда не потерпит иранское присутствие в виде военных баз, складов боеприпасов, а также шиитских „добровольцев“, финансируемых и обучаемых Тегераном, включая „Хезболлу“, вблизи своих границ в Сирии».

Он отметил, что по некоторым данным, численность иранских и проиранских вооруженных группировок в Сирии сегодня составляет около 80 тысяч человек. «В их числе многочисленные отряды шиитских „добровольцев“ из Ирака, Афганистана, Пакистана, Сирии, самого Ирана. Их профессиональная подготовка близка к нулю, но их масса значительна. Кроме того, Иран создает сейчас основу для своих будущих военных баз в Сирии, и это, конечно, совершенно не устраивает Израиль», — уверен эксперт.

В то же время, если ЦАХАЛ начнет боевые действия, то вероятней всего он будет наносить удары не по территории Ирана, а по объектам, которые иранцы контролируют в Сирии, или по их «шиитским сателлитам», добавил он. Критическая ситуация в этом противостоянии, считает Сажин, возникнет в том случае, если Тегеран нанесет ракетный удар непосредственно по Израилю: «тогда ЦАХАЛ ответит очень серьезно, ударив непосредственно по территории Ирана».

Что касается готовности Ирана к большой войне с Израилем, то, «несмотря на воинственные заявления иранских политиков, Тегеран не готов вести широкомасштабные действия против Израиля», — говорит эксперт. По его мнению, «несмотря на численное превосходство иранских вооруженных сил над израильскими, по оснащенности, уровню подготовки, качественным параметрам две армии сравнивать невозможно — здесь полное преимущество на стороне израильских военных».

Эксперт считает, что в случае начала ирано-израильской войны в Сирии «Иран не сможет вести широкомасштабные боевые действия с применением различных родов войск, потому что расстояние между тылами иранских вооруженных сил и сирийским театром военных действий довольно значительно. Здесь преимущество будет у Израиля. Правда, минус Израиля состоит в его маленькой территории и отсутствии возможностей для нормальной тыловой деятельности».

Так или иначе, но если в Сирии «произойдет вспышка, все может закончиться катастрофически не только для Ирана, но и для всего Ближнего Востока», — убежден Сажин.

Специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид напомнил, что американцев и израильтян раздражает чрезвычайное усиление Ирана в регионе. «Опираясь на дружественные связи с сирийским и иракским режимами, на сеть вооруженных шиитских ополчений, Тегеран сумел в значительной степени взять под контроль Ирак, Сирию и Ливан, построив на Ближнем Востоке свою огромную неоимперию», — говорит он.

«Поэтому, одно из главных требований Израиля и президента Трампа состоит в том, чтобы иранские войска и проиранские ополченцы ушли из центральной части этой империи, из Сирии. С точки зрения руководства Ирана данное требование невыполнимо: без иранцев режим сирийского президента Башара Асада может пасть. В то же время, иранский режим потратил на войну в Сирии десятки миллиардов долларов и просто так отдать свои завоевания не может. Но и противостоять американо-израильскому военно-политическому давлению Тегерану сложно. А это значит, что угроза новых санкций, а то и войны, велика», — полагает эксперт.

По мнению Магида, «Израиль хотел бы втянуть США в эту войну. С этой целью Нетаньяху обвинил Иран в продолжении ядерной программы, хотя все авторитетные мировые организации, включая МАГАТЭ, отвергают эти обвинения. Но поскольку в США сейчас самая произраильская администрация за всю историю Америки, то такой вариант возможен. Заявление Нетаньяху (о возможной войне с Ираном) было скоординировано с Трампом, который уже готовился принять решение об отмене ядерной сделки с Ираном».

В принципе, продолжает специалист, «Израиль может решиться на войну с Ираном и самостоятельно. Другой вопрос, нужно ли ему это. Америка, которой управляют друзья Израиля, после успешного военного шантажа Северной Кореи хочет такими же методами давить на Иран, заставить его уйти из Сирии и свернуть ряд военных программ. Это может привести уже к американским ударам по Ирану. Этот вариант Тель-Авиву выгодней».

В случае если Израиль будет воевать без американцев, отмечает Магид, «это будет асимметричная война. Израиль нанесет удары ВВС по иранским объектам в Сирии, а так же по базам проиранских сил, прежде всего, „Хезболлы“, и по частям Асада. В ответ иранцы, „Хезболла“ и Асад, действуя из Сирии и, вероятно, из Ливана, начнут засыпать Израиль ракетами „земля-земля“. Это будет повторение сценария войны „Хезболлы“ и Израиля 2006 года, только в больших масштабах».

«Ракетный потенциал „Хезболлы“ сейчас 100 тысяч ракет против 10 тысяч в 2006 году, причем часть из них большей дальности и мощности, — продолжает Магид. — А с учетом того, что огонь будет вестись, возможно, и из Сирии, а не только из Ливана, как тогда, с учетом того, что функционирует сухопутный коридор между Ираном, Ираком, Сирией и Ливаном, ракетный дождь может стать бесконечным. Он способен загнать в бомбоубежища все население Израиля и парализовать всю экономику страны. Такая асимметричная стратегия Ирана основана на уязвимости маленького Израиля».

В ответ, прогнозирует эксперт, «Израиль может попытаться начать не только воздушные, но и сухопутные операции. Но на сей раз ему будет противостоять не „Хезболла“, а вся гигантская шиитско-иранская сеть ополчений и он понесет серьезные потери от партизанских действий. А Израиль очень чувствителен к потерям живой силы».

«Дальше ситуация может развиваться совсем непредсказуемо. Израиль уже пообещал, что в случае обстрела Тель-Авива нанесет удары по Тегерану. Недавно израильские F-35 (ультрасовременные самолеты-невидимки, поставленные США) уже летали над Ираном и не были замечены. Тегеран, в свою очередь, ответит ракетными ударами по Израилю. Есть также вероятность, что Израиль сумеет нанести тяжелый ущерб асадовско-иранским силам и это инициирует крупные наступательные операции антиасадовской оппозиции. Но в целом исход такой войны непредсказуем, и Израиль очень рискует», — полагает Магид.

По его словам, «Иран слабее в научно-техническом плане, но у него есть возможность серьезных асимметричных ответов. Не факт, что Израиль добьется своих целей и сумеет выдавить иранские войска и „Хезболлу“ из Сирии. Разве что, его действия будут скоординированы с антиасадовской оппозицией».

Александр Желенин

Подпишитесь