Posted 18 апреля 2018, 13:55
Published 18 апреля 2018, 13:55
Modified 30 марта, 20:05
Updated 30 марта, 20:05
Молодой человек в клетке суда переминается с ноги на ногу. Одетый в джинсы и серый свитер поверх рубашки он говорит неуверенно, тихим голосом. Родственники смотрят на него из зала. Они уверены в его невиновности.
Сложно поверить, но лет 15 назад этот парень ходил в компании скинхедов — сторонников идеологии, которая не приемлет расовое равенство. Одевались соответственно, носили с собой ножи. Искали приключений. И нашли.
13 ноября 2005 года в центре Петербурга на глаза скинхедам попались двое местных жителей, выходивших из супермаркета «Буквоед» на Лиговском проспекте. Тимур Качарава и Максим Згибай были известными антифашистами, музыкантами. В тот день они возвращались после акции «Еда вместо бомб», где раздавали нуждающимся бесплатное питание. Внезапно на одногруппников напала свора скинхедов, вооруженных ножами и бутылками. Згибай сумел вырваться и, окровавленный, вбежал в торговый зал, чтобы попросить о помощи. Качарава умер на месте от шести ножевых ранений в шею.
Смерть антифашиста вызвала большой общественный резонанс как убийство на почве нацизма. А вскоре преступников задержали и арестовали. Из семи человек трое оказались несовершеннолетними. В 2007 году городской суд Петербурга приговорил четверых нападавших к разным срокам — от 2 до 12 лет лишения свободы, трое получили условные сроки. Наибольший срок — 12 лет колонии — получил Александр Шабалин, который на момент совершения преступления был несовершеннолетним.
Организатора нападения искали больше 12 лет. И в феврале 2018-го задержали. По версии следствия, главарем той банды являлся петербуржец Александр Зенин. На тот момент — 21-летний националист, а сегодня — скромный семьянин с двумя детьми и заботливыми родственниками. Они пришли поддержать Зенина в Смольнинский райсуд Петербурга, который в среду решал вопрос о продлении его ареста.
— Назовите ваши фамилию, имя, отчество, — открыла заседание судья Анжелика Морозова.
— Зенин Александр Валерьевич. Родился в Колпино 12 августа 1984 года, — тихим голосом ответил обвиняемый.
— Ваше образование?
— Неполное высшее. Пять курсов.
— Семейное положение?
— Женат.
— А брак официально зарегистрирован?
— Нет. У нас гражданский брак.
— Ну тогда корректно отвечайте на вопросы. Нет же такого понятия в Семейном кодексе, — вздохнула Морозова.
Брака нет, но дети есть. Пока Зенина разыскивала полиция, он дважды стал отцом. Сегодня детям уже 13 и 10 лет. Их папа работает инженером-электриком.
Слово взяла представитель прокуратуры. По данным следствия, еще в 2006 году в отношении Зенина была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, но тот скрылся.
— Следствием установлено, что он не имеет легального источника дохода. Преступление, инкриминируемое Зенину, совершено дерзким и циничным способом, поводом для которого стало негативное отношение Зенина к представителям определенной социальной группы, — заявила прокурор Наталья Савельева.
Дальнейшее стандартно — обвиняемый имеет возможность повлиять на участников дела. Находясь на свободе, он может скрыться от органов следствия и суда.
Зенин слушал ходатайство следствия молча, склонив голову. Ни одной эмоции на его лице увидеть не удалось. Но сказать ему было что.
— На протяжении всего времени я вел нормальный образ жизни. То, что случилось… Жалко человеческую жизнь. Но я не убивал этого человека, — выдавил из себя Зенин.
Его адвокат Дмитрий Попков начал с критики следствия.
— Данное ходатайство следствия — это не более, чем узкие выдержки из протоколов допросов лиц, привлеченных к уголовной ответственности по факту драки, которая произошла в 2005 году…
— Вы называете это дракой? — обомлела судья Морозова.
—…По результатам которой молодой человек, участвовавший в этой драке, был осужден за убийство, отбыл наказание и уже вышел на свободу, — как ни в чем не бывало продолжал защитник.
Адвокат признал, что одним из участников той «драки» был Зенин. Но его роль защитник Попков так и не назвал.
— Знал ли господин Зенин о том, что в отношении него вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого? А мы не знаем. Оно вынесено заочно. Данное постановление ему не вручалось. Он не допрашивался.
Защита ходатайствует об изменении в отношении Зенина меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест. Но в суде так и не прояснилось — действительно ли молодой человек знал, что его разыскивают по обвинению в убийстве? С одной стороны, преступление — самое резонансное в 2005 году. С другой, может быть, он телевизор не смотрит и газет не читает. Судья Морозова решила прояснить этот момент.
— Можно я задам вам личный вопрос? А по какой причине вы не регистрировали брак и не устанавливали отцовство? Можете не отвечать, это ваше право.
— Просто после того, как все произошло, у нас с женой испортились отношения. Мы опасались за детей, вдруг кто-то будет мстить, — попался Зенин.
— То есть вы все-таки знали, что проблемы у вас есть, — резюмировала судья.
На заседании также допросили сожительницу обвиняемого Ирину (имя изменено по просьбе героини публикации, которая опасается за свою безопасность).
— Мы 15 лет вместе, у нас двое детей, и мне очень тяжело организовывать поездки с передачками, — сказала девушка.
В перерыве она заявила «Росбалту», что не знает подробностей дела, но уверена в невиновности Зенина: «Мы любим друг друга, у нас двое детей. Он постоянно работает, у него всего два выходных в месяц».
Мать подсудимого была удивлена вниманием «Росбалта» к процессу.
— Что за тема такая? Это было много-много лет назад, никого это не интересует. Сейчас они нашли человека, который спокойно живет, воспитывает детей, работает, совершает хорошие поступки. У всех у нас в юности были разные убеждения, но они меняются ведь.
— Подождите, но ваш сын был связан с той компанией скинхедов, которые напали на Качараву и его друга?
— Да, он там присутствовал, к сожалению. К сожалению.
— Тогда почему он не пришел к следователю, если знал, что его разыскивают?
— А зачем? По постановлению пленума Верховного суда то, что вы находитесь в розыске, не является препятствием тому, чтобы человек был свободен.
Всех позвали обратно в зал. Анжелика Морозова критически отнеслась к аргументам защиты и самого обвиняемого.
— Довод о том, что он работает официально, можно было легко подтвердить. Но суду данные документы не предоставлены, — подчеркнула судья.
Зенин оставлен под арестом по 22 июня включительно.
Илья Давлятчин