Posted 30 марта 2018, 13:57
Published 30 марта 2018, 13:57
Modified 30 марта, 20:17
Updated 30 марта, 20:17
Хотим мы того или нет, телеэкран остается зеркалом коллективного сознания. И во время таких трагедий, как пожар в Кемерово, все нюансы этого сознания раскрываются с самых неприглядных сторон.
Прежде всего потому, что масштабные катастрофы, особенно если их причиной становится «человеческий фактор», всегда вызывают растерянность, выбивают из привычной колеи. Общество не сразу мобилизуется и понимает, как себя вести. А средства массовой информации, выполняющие пропагандистские функции или задавленные самоцензурой, лишь еще больше дезориентируют людей.
Это показала самая первая реакция на случившееся в «Зимней вишне», которую продемонстрировало наше телевидение, приложив все усилия для того, чтобы зрители могли провести обычный и комфортный вечер перед экранами. Причем сейчас мало кто поверит, что развлекательные и политические передачи были оставлены в эфире исключительно ради нашего покоя.
Когда наступили будни, люди узнали, что все намного страшнее, чем несколько пострадавших детей и сгоревший зоопарк. Провластные СМИ уже просто не могли об этом молчать. Был объявлен траур государственного масштаба, отменены развлекательные мероприятия, драматические спектакли начинались с минуты молчания, а лица Первого канала провели акцию «Кемерово, мы с тобой».
Это, конечно, создает ощущение некой общности, особенно на фоне информационного раздрая, который творится в интернете. Но если присмотреться к тому, что происходит на экране, невольно возникают мысли о спекуляции на чужом горе, а вовсе не об искреннем сопереживании. В «заботе» о том, чтобы не травмировать аудиторию и не сеять панику, — ведь что будет, если россияне по-настоящему осознают, что им ежедневно грозит опасность без всякой войны, в минуты отдыха и удовольствий, — телевидение продолжает забивать эфир рассуждениями о геополитике, оппозиции и украинских пранкерах.
Самые яркие политические ток-шоу — «Время покажет» на Первом, «Вечер с Владимиром Соловьевым» на канале «Россия» и «Место встречи» на НТВ — безусловно, выделили теме пожара в Кемерово немало времени, но непременно возвращались к уже опостылевшим дрязгам вокруг отравления в Британии разведчика Скрипаля и последовавшего за этим дипломатического скандала между Россией и западными странами.
При этом даже в дискуссии о кемеровской трагедии некоторые спикеры то и дело находили повод восхититься президентом, в одиночку сражающимся с нерадивыми губернаторами, — явно с оглядкой на то, что им это зачтется. Особенно отличилась Елена Мизулина в гостях у Соловьева. На Первом канале рассказывали о грязном злорадстве украинских русофобов в соцсетях, хотя лучше всего было бы просто их игнорировать. Завсегдатаи передач седлали любимых коньков — Николай Стариков не забыл сказать, что «при Сталине такого быть не могло», а штатный антагонист Александр Никонов — о том, что на цивилизованном Западе люди не нарушают закон. Словом, иллюзия общности развеялась очень быстро.
Интернет тем временем тоже не отстает, раздувая праведный гнев вокруг Никиты Преснякова, неуклюже выразившего соболезнования на своем сайте, и Виктории Бони, выбравшей неуместный момент для романтичного селфи с букетом цветов. Неужели это достойно обсуждения в подобный момент?
Сейчас — самое время выйти из анабиоза, в котором нас поддерживают пропаганда и шоу-бизнес. Что именно можно и нужно говорить, когда случается большая беда, определить очень сложно. Потерявшие близких наверняка пребывают в таком аду, что им это вообще безразлично. Но все остальные должны обращать внимание на попытки бесстыдного использования человеческой трагедии — и делать из этого выводы.
Что показательно, большинство неравнодушных людей сходятся во мнении: очень скоро шум утихнет и про «Зимнюю вишню» забудут почти все, кого этот кошмар не коснулся лично, — так было и после «Хромой лошади». А между прочим, только за эту неделю случилось еще несколько пожаров, в которых, к счастью, не было жертв, — но о том, как у нас соблюдается техника безопасности, они тоже свидетельствуют весьма недвусмысленно. Однако мы очень быстро переключаемся с одного инфоповода на другой.
Поэтому никто не удивится, когда очень скоро на экранах воцарится прежнее болото — со всем этим кваканьем о «новой холодной войне» в политике, о «восстановительном росте» в экономике и, конечно, о «звездных войнах» в шоу-бизе. В любом захолустном городке, в его единственном жалком общепите, найдется телевизор, который будет добросовестно вещать о кознях Запада и войне в Сирии вперемешку со светскими сплетнями и сообщениями о том, как что-то страшное случилось не у нас. Таков прообраз нашего ТВ, хладнокровно использующего мертвых и живых людей.
Людмила Семенова