Posted 30 марта 2018, 14:42

Published 30 марта 2018, 14:42

Modified 30 марта, 20:17

Updated 30 марта, 20:17

Никто не знает, где остановится Эрдоган

30 марта 2018, 14:42
Турецкая армия, пользуясь своим превосходством, перешла в широкомасштабное наступление и готовит ряд новых ударов.

В связи с каскадом событий последнего времени — президентскими выборами в России, отравлением семьи Скрипалей в Великобритании, массовыми протестами против мусорных свалок в Подмосковье и особенно трагедией в Кемерово, война в Сирии отошла на второй план для мировых и российских СМИ. Между тем события там продолжают стремительно развиваться.

Главное на этом этапе войны состоит в том, что Сирия окончательно поделена на зоны, контролируемые разными великими и региональными державами, и потому де-факто перестала существовать как единое государство. Очередным доказательством этого можно назвать слова официального представителя российского МИД Марии Захаровой, которая выразила «тревогу» по поводу того, что американские войска в Сирии чувствуют себя уже совсем как дома.

«По-прежнему тревожат сообщения о том, что США и их союзники закрепляют свое незаконное военное присутствие на территории суверенной Сирии. В частности, в произвольно установленную американцами зону вокруг населенного пункта Эт-Танф на юго-востоке страны прибывает тяжелая техника», — сказала она. По сути дела, эти слова Захаровой на деле лишь фиксируют тот факт, что Сирия окончательно поделена на зоны, контролируемые крупными державами, ввязавшимися в эту войну.

Некоторые из сирийских районов, еще не взятых под контроль США, Россией или Турцией, впрочем, все еще представляют собой чересполосицу, где часть территории пока контролируется правительственными войсками президента Башара Асада, а также его союзниками — иранцами и россиянами, другие же все еще под контролем тех или иных оппозиционных группировок. За эти территории и продолжаются сейчас бои в Сирии, в которых массово гибнет мирное население.

По словам специалиста по Ближнему Востоку Михаила Магида, «в Сирии уже несколько недель продолжаются две крупные военные операции. Во-первых, лояльные Асаду войска при поддержке россиян, иранцев и проиранского ополчения штурмуют Восточную Гуту в пригороде Дамаска. Во-вторых, турецкие войска заняли почти всю территорию курдского кантона Африн».

Обе операции сопровождаются большими разрушениями и жертвами. Так в Гуте, где проживает около 400 тысяч человек, по информации эксперта, убиты и ранены несколько тысяч человек, прежде всего гражданских.

«Сейчас представители Асада договорились с частью боевиков и местным населением, которое покидает Гуту. Боевиков и часть жителей района вывозят на автобусах в регион Идлиб на севере Сирии, который занят противниками Асада и находится под частичным контролем турецких подразделений. Однако сражения в Гуте не закончены. Часть боевиков пока отказываются покидать район. Эта операция имеет огромное политическое значение для режима Асада, потому что Гута представляла собой что-то вроде оппозиционной альтернативной столицы страны», — рассказал эксперт.

«Одновременно, — продолжает Магид, — Турция ведет наступление на кантон Африн, который до недавнего времени контролировала курдское ополчение YPG. Население Африна составляет около 500 тысяч человек, но кроме них там проживали еще как минимум десятки тысяч беженцев. Согласно данным, которые приводят курдские источники, число погибших мирных жителей составляет 280 человек, сотни ранены, от 150 до 200 тысяч курдов покинули регион».

Тем не менее, отмечает эксперт, турецкое наступление далеко от завершения. По его данным, «весьма вероятно, что Турция в ближайшие дни планирует еще несколько ударов. Во-первых, на город Тель-Рифат, который также расположен в кантоне Африн. Особенность здесь состоит в том, что этот город в настоящее время контролируют не курды, а подразделения армии Асада. Также там стояли российские войска, но сейчас появились сообщения об их отходе.

При этом Турция не боится столкновений со сторонниками Асада — сирийцам нечего противопоставить второй по величине армии НАТО. Однако мощная турецкая военная машина в настоящее время угрожает режиму Асада и стоящим за ним иранцам».

Магид называет и другие вероятные направления турецких ударов — город Манбидж, который контролируют курдское ополчение, а также территория Шенгала (Синджара) в Ираке. Но на самом деле, говорит он, «никто не знает, где в следующий раз нанесут удар турецкие войска и где они остановятся. И остановятся ли вообще… Турция сама выбирает время и место для удара. Конечно, она ведет переговоры с Россией и американцами, однако бросается в глаза, что ее наступательные действия приобрели масштабный характер».

Так или иначе, но эксперт убежден, что «Сирия стала объектом дележа сверхдержав. Асад опирается на Иран и Россию, вместе с ними он контролирует около 60% территории страны. Это привело к чрезвычайному усилению Ирана, на что отреагировали другие страны. США, которые поддерживают YPG, разместили свои силы вместе с курдами на северо-востоке и востоке Сирии».

Очевидно, что ни Америка, ни Россия, ни теперь уже и Турция, не выведут войска из «своих» зон в Сирии. Попытки же расширения этих зон за счет других территорий «суверенной» Сирии, контролируемых бывшими союзниками по борьбе с запрещенным в РФ «Исламским государством», будут выливаться в прямые боестолкновения между державами, как это уже было в Дейр-эз-Зоре.

Александр Желенин

Подпишитесь