Posted 1 марта 2018, 14:30

Published 1 марта 2018, 14:30

Modified 30 марта, 20:34

Updated 30 марта, 20:34

Гиперзвуковая «кузькина мать»

1 марта 2018, 14:30
Владимир Путин дал формальный старт новой «холодной войне», причем с перспективой перехода к глобальному вооруженному конфликту.

Послание главы российского государства Федеральному Собранию стало его главным предвыборным выступлением. До дня голосования осталось чуть больше двух недель и Владимир Путин, как он сам и анонсировал, выступил с программой действий на ближайшие шесть лет.

Первая половина его выступления была посвящена экономике и социальной сфере. Провозгласив курс на пространственное развитие России, президент едва не усыпил зал. Экономический прогресс явно слабо интересовал собравшуюся в московском Манеже публику. Кто-то даже позволял себе зевать. Не взбодрили собравшихся ни национальный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями, ни новая масштабная программа жилищного строительства.

Совсем другое настроение в зале воцарилось после того, как Владимир Путин заговорил о российской армии, ее перевооружении и возможном военном противостоянии с США. Все тут же проснулись, а при демонстрации новой военной техники радостно аплодировали и даже дважды (если не считать исполнения российского гимна в самом конце) вставали, чтобы выразить горячую поддержку словам президента. В первый раз — в память о погибшем в Сирии российском летчике — офицере, каких, по словам Путина, у потенциальных российских врагов никогда не будет. А второй раз после сообщения о том, что «сдержать Россию не удалось».

Президент не только рассказывал о новейших вооружениях, которые либо уже испытаны, как беспилотная подводная лодка, способная нести ядерное оружие и гиперзвуковые ракеты, либо даже поступили на вооружение российской армии, как ракетные комплексы «Сармат» и «Кинжал», но и показывал их анимированные ролики на больших экранах у себя за спиной. И каждый раз эта «мультипликация» приводила зал в бурный восторг.

Из послания президента также ясно, что Россия выбрала на долгосрочной основе стратегию развития своей науки и промышленности по мобилизационной модели — через военное производство. Именно оно, с учетом того, что разработано, но еще не выпускается ВПК в массовых масштабах, будет оставаться в ближайшие годы двигателем промышленности в целом. Масштабные проекты, от онкологической программы до обеспечения населения качественным интернетом и чистой водой, — все они будут результатом условной конверсии. В военной сфере, вероятно, будет осуществляться и львиная доля научно-исследовательских работ.

Похоже, задумывалось так, что две части послания должны гармонично дополнить друг друга, особенно в контексте предстоящих выборов. Мы будем мирно жить и работать под охраной наших сил стратегического ядерного сдерживания, которые не смогут переплюнуть никакие враждебные силы, в том числе США, в течение ближайших лет или даже десятилетий. Путин, таким образом, явно стремился отчитаться о том, как (и почему именно так) страна прожила последние 18 лет. Оказывается, все это время мы ковали ядерный меч, который теперь позволит реализовывать программу инфраструктурной модернизации и перейти от растрачивания народа к его «сбережению».

А пока россияне будут удерживать внутри страны при помощи повышения качества жизни наиболее молодых и образованных своих соотечественников, одновременно привлекая из-за рубежа квалифицированные кадры, ускоренно награждая их российским гражданством. В это время дипломаты и военные будут вести с США и их союзниками, которые должны теперь напугаться и признать Россию равной себе, переговоры об «обновленной перспективной системе международной безопасности».

При этом своих союзников у России, как видно из того же послания, нет. Есть лишь два партнера. Стратегический — Китай, и обычный — Индия. Есть также разные региональные организации, вроде ШОС, ОДКБ и БРИКС. Но они все, судя по тому, какое место им было уделено в послании, большой роли во внешней политике России не играют.

Есть только две аудитории, которые важны для Путина: российская и американская. С ними он и будет разговаривать во время своего нового шестилетнего срока. И американцам, кстати, в послании практически открытым текстом предложено не только «отправить в отставку» всех недоброжелателей России и сесть за стол переговоров, но и забыть раз и навсегда о критике итогов предстоящих российских выборов.

Иван Преображенский

Подпишитесь