Posted 27 февраля 2018, 17:42
Published 27 февраля 2018, 17:42
Modified 30 марта, 20:35
Updated 30 марта, 20:35
Днем 25 февраля активист Артем Гончаренко вместе с друзьями вышел из подъезда дома в Петербурге. Молодые люди направлялись на митинг памяти Бориса Немцова. Но на улице их поджидали полицейские и сотрудники уголовного розыска. Гончаренко увезли в отдел, где он провел ночь, а уже на следующий день Смольнинский районный суд отправил его под арест на 25 суток.
На активиста составили протокол по статье 20.2 КоАП РФ (нарушение порядка проведения публичного мероприятия). Ему вменялось участие в несогласованной «Забастовке избирателей» 28 января. Физически Артема на акции не было — он высовывался из окна дома вместе с резиновой уточкой. В протоколе так и написано: «Находясь в окне на четвертом этаже здания, участвовал в проведении мероприятия в формате митинга». Ситуация усугубилась тем, что для Гончаренко это было не первое правонарушение по упомянутой статье за полгода. Из изолятора он выйдет уже после президентских выборов.
Координатору «Открытой России» Андрею Пивоварову удалось провести митинг памяти Немцова. Но политик понимал, что за ним уже следят.
«Я не параноик, но последние два дня явно ощущаю внимание к себе со стороны посторонних людей. Непонятные мужчины ходят со мной одним маршрутом, а во дворе дома стоит машина с заведенным мотором. Предполагаю, что городские власти озабочены днем голосования, и, возможно, в чьей-то мудрой голове в Смольном родился план изолировать меня на время выборов», — сообщил Пивоваров в воскресенье.
Чутье активиста не обмануло. Во вторник днем сотрудники центра «Э» встретили его у подъезда дома. Пришлось ехать в 76 отдел. Причину толком не объяснили, но дело опять было в «Забастовке избирателей», которая состоялась еще месяц назад. Пивоварову тоже дали 25 суток ареста за повторное нарушение порядка проведения митинга.
Есть основания думать, что «отложенные» аресты могут быть связаны с выборами, которые нужно провести максимально спокойно. А нет оппозиционера на свободе — нет проблемы.
На митинге 28 января, который, по сути, был многочасовым маршем по всему центру города, полиция действовала крайне осторожно. Немногочисленных задержанных отпустили, протоколы составили не на всех. Но оказалось, что это лишь затишье перед бурей. Еще 29 января полиция запросила у центра «Э» все видеоматериалы с несогласованной акции. В распоряжении оппозиционеров оказалось письмо с данной просьбой, подписанное полковником полиции, замначальника УМВД России по Центральному району Петербурга Вячеславом Миронкиным.
При этом полицейский поименно упоминает 20 активистов и волонтеров штаба Навального, в отношении которых видео точно необходимо. Андрей Пивоваров оказался в списке под третьим номером, Артем Гончаренко — под восьмым. Также там есть и глава местного штаба Денис Михайлов. Его стражи порядка нейтрализовали самым первым — 31 января его арестовали на 30 суток, он выйдет на свободу только 2 марта.
В списке также присутствует Елена Мазовецкая. В штабе Навального она занимается подготовкой наблюдателей. Учит людей препятствовать фальсификациям на выборах. В субботу ее, по традиции, задержали у дома. 76 ОП, моментальный суд, на который не пустили никого, кроме защитников. Но Елене «повезло»: только 16 тыс. штрафа за ту же «забастовку», обошлось без ареста.
Оставшиеся люди из списка уже почти уверены в том, что санкции накануне выборов настигнут и их.
«Сижу теперь и думаю, а когда придут за мной? За что будут судить? За посещение отдела полиции без собственной воли? Может, мне позвонить сразу в отдел полиции, куда всех отвозят, и прямо спросить, когда их ждать? Встречать ли с хлебом и солью? Неуважаемое полицейское начальство, вы серьезно думаете, что этот абсурд нас утихомирит? Репрессии не решают проблем, делающих людей недовольными. Репрессии даже не всегда откладывают неприятный для властей итог, часто даже приближают его», — отметил координатор движения «Весна» Богдан Литвин.
Действительно заметная «зачистка» в рядах оппозиции последний раз происходила в Петербурге накануне саммита «Большой восьмерки» в 2006 году. Тогда известных активистов превентивно вызывали в полицию. Нацболам предлагали «покинуть город» под угрозой физической расправы. Либералы сообщали о странных анонимных звонках. Правозащитники назвали поведение петербургской полиции во время саммита «беспрецедентной спецоперацией». По их оценкам, тогда в городе задержали 267 человек, среди которых были политические активисты разных мастей. Как правило, их обвиняли в нарушении общественного порядка (например, ругани в публичном месте), после чего следовал непродолжительный арест.
Хотя и тогда были случаи особой жестокости. Неизвестные сожгли машину председателя координационного совета общежитий Михаила Борщукова, а потом по телефону предложили «завязывать» с митингами». Активист Левого фронта Максим Малышев вместе с матерью шел на интервью с немецкой журналисткой, когда на них напали и жестоко избили.
В последние месяцы в Петербурге снова отмечается всплеск насилия в отношении оппозиционеров. 28 января правозащитник Динар Идрисов зашел в подъезд одного из домов, чтобы попробовать сделать фото с высоты. На выходе его поджидали молодые люди, которые избили активиста. Сложный перелом руки, сломана скуловая кость, многочисленные ушибы. Через несколько дней неизвестные напали на сторонника «Открытой России» Олега Максакова. Двое мужчин подкараулили его в подъезде собственного дома. Ничего не сказали и ничего не взяли.
А в октябре прошлого года нападение было совершено на активиста «Солидарности» Владимира Шипицина. Тоже в подъезде дома. Однако нападавший якобы предупредил Шипицина, чтобы тот прекратил писать плохие вещи «о хороших людях», а также сфотографировал его, как будто для отчета.
Объединяет эти случаи то, что фотографии и адреса жительства пострадавших были выложены в группе «Галерея уникальных людей» во «ВКонтакте». Там некие «доброжелатели» собирали информацию об оппозиционерах. Прямых призывов к насилию как бы не было, но для кого-то такие посты могли стать установкой к действию. Были жертвы и в других городах.
Так, в Воронеже травму головы от удара кастетом получил оппозиционный активист Дмитрий Воробьевский. И сколько еще таких случаев по всей России — толком неизвестно. Группу с «уникальными» людьми» в итоге удалось закрыть. Но в сети существуют и другие подобные сообщества. В том числе сайт jesuismaidan, где добрые люди выкладывают фотографии лиц с протестных митингов, сопровождая их ссылками на личные странички.
Тучи накануне 18 марта продолжают сгущаться.
Софья Мохова