Posted 14 февраля 2018, 14:28
Published 14 февраля 2018, 14:28
Modified 30 марта, 20:41
Updated 30 марта, 20:41
Введенный Путиным термин «девушка с пониженной социальной ответственностью», как показала жизнь, имеет двойной смысл. Девушек по вызову много, но не все они открывают рот после работы, вынося секреты своих высокопоставленных клиентов — от сексуальных предпочтений до политических и экономических связей — на широкое обсуждение. Именно таким отсутствием всякой социальной ответственности у представительницы одной из древнейших профессий и воспользовался Навальный, прочитав соцсети и книжку охотницы за олигархами. Все остальное было делом техники.
Успех его фильма про приключения Рыбки на яхте (почти 5 млн просмотров меньше чем за неделю) кроется, помимо прочего, еще и в пристрастиях аудитории, которая не только не отвернулась брезгливо от низкого жанра «смотрите, кто с кем спит», но жаждет новых интимных подробностей российского рыбкогейта. Не коррупционных (чего мы тут нового узнаем, когда у нас «воруют все»), а именно интимных.
Не случайно продажи книжки Рыбки с описанием параметров и привычек ее клиентов резко пошли вверх. Не случайно и сама героиня скандала тут же позвала обсудить сложившуюся ситуацию в программе «Пусть говорят». Не в Думе, Совфеде или антикоррупционном комитете, а на ТВ, ставшем для миллионов наших соотечественников и заменой большинства государственных институтов, и местом для дискуссий, и настоящей школой жизни.
Какова школа — таковы и ученики. Чему удивляться, когда все неполитические популярные ток-шоу последних лет крутились исключительно вокруг постельных дел: кто с кем спал, кто кого развратил, кто кого как изнасиловал. Звездами и чуть ли не лидерами общественного мнения в стране стали Шурыгина, Бузова, Волочкова, экс-жена Джигарханяна и многие другие девушки и юноши сложной судьбы.
За неимением другой свободы слова, кроме свободы ругать многочисленных врагов России да обсуждать чужую интимную жизнь, интерес широкой публики к теме секса стал каким-то болезненно-извращенным. Выжав все рейтинги из изнасилованной Дианы Шурыгиной, сегодня тот же Малахов раскручивает востребованную тему с новой героиней, тоже изнасилованной Ангелиной Лебедевой. С такими подробностями, что краснеет даже панель телевизора.
В пуританском СССР, как известно, секса на ТВ не было вовсе. Сегодня любая провинциальная десятиклассница, включив вечером телевизор, может в прямом эфире легко узнать все, что раньше ей по большому секрету рассказывали бы более опытные подружки, — и даже в разы больше. Навальный лишь воспользовался подогретым интересом публики к этому жанру, получив в итоге аудиторию куда более широкую, чем в случае его расследования про прокурора Чайку. Последнее за два с лишним года набрало 7,5 млн просмотров, но, судя по динамике, Рыбка скоро оставит Чайку далеко позади, несмотря на все усилия Роскомнадзора.
Любое оружие, в том числе и российская телевизионная практика, — обоюдоострое. И критиковать оппозиционного политика за то, что он взял в руки это оружие, так же наивно, как всерьез верить в лицемерные вздохи ведущих секс-ток-шоу: дескать, как же такое может быть в нашей стране с ее крепчающими скрепами?! Как говорил один юморист, если встать у дверей морга и вести оттуда программу новостей, то каждую минуту будет новый труп! А если вести программу от публичного дома, то трудно ожидать, что выходящие из его дверей персонажи будут образцами духовного и культурного возрождения страны.
Отдельного внимания в этом секс-скандале заслуживает заочный диспут Насти Рыбки с кандидатом в президенты Ксенией Собчак. Ксения (видимо, увидев, что история вышла на миллионную аудиторию) решила громко пожалеть жертву сексуального скандала. «Что бы там о себе ни воображала героиня омерзительной истории с „Папой“ и „Русланом“, она в этой истории — жертва… — написала политик в Instagram. — Что с нами не так, если амбициозная и недалекая искательница приключений из Бобруйска добровольно выбирает такой сомнительный путь к успеху и славе — от Дерипаски к Приходько? Мне хотелось бы, чтобы у российских женщин был перед глазами пример другой жизни, чтобы они могли полагаться на свой ум, талант и самостоятельность, а не на покровительство сластолюбивых папиков».
И тут же получила ответ от главной героини (авторский стиль сохранен): «Дорогая @xenia_sobchak, от лица молодежи — нам надоело ваше нытье. Мы радуемся жизни… Мужчины, которые встречаются с нами ВСЕГДА классные! И успешные. С которыми хочется общаться. И мы кайфуем и развлекаемся… Вы воспринимаете все в негативном ключе и выставляете меня жертвой! Жертвы сейчас они, сексуально больное общество нападает на здоровых Олигарха и политика которые едут на рыбалку и развлекают заодно там молодых девчонок. Дают возможность с ними вкусить их охренительную жизнь!..Так вот просьба от всей молодежи. Соблазнителей, ульяновских курсантов, студентов, Охотниц, моделей. Отстаньте от нас! Никого из вас мы поддерживать не будем. Ни олигархов, ни политиков, ни Навального — мы сами по себе спасибо! Нам не нужны ваши деньги и власть, и так хорошо. Просто хорошо с друзьями жечь по жизни! Мы кайфуем. Любим жизнь здесь и сейчас».
Конечно, выступление Рыбки от лица «всей молодежи» звучит довольно комично, но трудно не признать, что та же Ксения Собчак в свое время тоже приложила руку к разведению в стране таких вот хищных «рыбок». Жестких и циничных девочек и мальчиков из условного Бобруйска, у которых нет в голове других моделей продвижения по жизни, чем развести «папика» на деньги, или припасть к бюджету через партию власти, или еще как-то прожить за чужой счет.
Сюжетами про Золушек, добившихся лучшей жизни своим трудом в науке ли, культуре, бизнесе (пресловутая американская мечта), российское ТВ да и ситуация в стране в целом их не балует, а «жечь по жизни», как справедливо заметила девушка Рыбка, хочется здесь и сейчас, а не когда-то там в светлом будущем. Не случайно, видимо, молодые люди все чаще выбирают три карьерных пути: или в «рыбки», или в силовики, или свалить из страны.
Вряд ли гуру телевизионной пропаганды рассчитывали именно на этот эффект, но вообще-то все логично: когда повышенной социальной ответственности нет у тех, кто воспитывает, откуда ей взяться у воспитуемых.
Виктория Волошина