Posted 29 января 2018, 11:48

Published 29 января 2018, 11:48

Modified 30 марта, 20:53

Updated 30 марта, 20:53

Министерство запрета будущего

29 января 2018, 11:48
Почему чиновники вечно решают за нас, что хорошо, а что плохо, учат жить и определяют вкусы? Ведь в обществе, где у всех одинаковое мнение, убеждений нет вовсе.

Пришел очередной запрет министерства культуры РФ. И разразился еще один скандал вокруг трактовки отечественной истории. На сей раз на мушке — английская кинокомедия в жанре «черного юмора» под названием «Смерть Сталина». В потоке разоблачений перечислены страшные грехи — оскорбление чувств, фальсификация и даже экстремизм. Просто ад!

В хор возмущенных голосов влились жалобы родственников персонажей фильма: предки в гнусном пасквиле получились непохожими. Вспоминается, как родственники Чапаева жаловались Сталину, что комдив в жизни был другим. Сталин ответил: «Кино снимается не для родственников». И, если уж про стыдобу, то Сталину и Хрущеву в первую очередь было бы стыдно за своих потомков, которые вереницей уехали в те страны, которые вожди СССР считали вражескими.

За отзыв лицензии выступил Общественный совет при Минкульте РФ, который возглавляет Юрий Поляков. И в Генпрокуратуру цидулку настрочил. В младые годы писатель Поляков своими сочинениями способствовал десакрализации поочередно армии с дедовщиной, комсомола, партии. Просто удивительно, как время меняет людей! Как писал собрат Полякова по писательскому цеху Вильям Шекспир, ангелы на небесах рыдают, когда видят, что делает с человеком минутное величье.

Много лет назад Вольтер сказал: «Все жанры хороши, кроме скучного». Но к каждому жанру свои требования. «Смерть Сталина» — это черный юмор. Нормальные люди понимают, что черный юмор, как, к примеру, анекдот или притча, не имеет отношения к буквальному отражению истории и исторических персонажей. Это буффонада и феерическая условность. В нашей стране одно из первых произведений в подобном жанре, которое завоевало популярность, — «Похождения бравого солдата Швейка». Потом мы сами освоили этот прием. Самая известная книга — «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», запрещенная в СССР по тем же основаниям, что «Смерть Сталина». Но запрет только способствовал невероятной популярности «Чонкина».

В нынешние времена снята комедия «Гитлер капут», в которой засветилась вся гламурная тусовка. Следуя нашей логике, немцы за потешательство над национальной трагедией могли бы подать на русских в суд. Даже у незапятнанного и почти святого Михалкова в «Утомленных солнцем» не обошлось без черного юмора, когда Сталина окунают физиономией в торт. Король черного юмора — Тарантино, который снял фильм «Бесславные ублюдки» про борьбу с фашистами и «Джанго освобожденный» про рабство в США. Получил массу премий, до обвинений в экстремизме никто не додумался.

Осуждать жанр — глупо. Но когда это делает министерство культуры, это выглядит еще и непрофессионально. Уверен, люди, собранные под сенью уважаемого ведомства, все понимают. Просто они решают собственные цели, а в нынешний момент, так им кажется, запрет — лучший козырь. Может быть, если посмотреть на наше законотворчество, так и есть.

Сталин, по соцопросам, — лучший правитель для нашей страны. Поэтому смех над ним — это фига в кармане. Смеяться над смертью Сталина, как сказал один из кандидатов в президенты, — все равно, что смеяться над распятием Христа. Надо же такую кашу в голове заварить! Но если уж продолжать эту аналогию, то запрет на фильм говорит только о том, что Сталин не умер, он по-прежнему жив и мы его все еще боимся.

Парадоксально, но одновременно с запретом «Смерти Сталина» в России проходили мероприятия, связанные с 80-летием Владимира Высоцкого, который всю жизнь ходил под запретами, оттого и сгорел рано. Поколения чиновников меняются, но правила словно выбиты на камне.

Почему наши чиновники вечно решают за наших граждан, что хорошо, а что плохо? Почему они вечно учат нас жить и определяют наши вкусы? В XIX веке, в эпоху расцвета русской культуры во всех жанрах никакого министерства культуры в России не было, а люди сами догадались, что Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский — великие писатели и сумели убедить в этом весь мир, так что он до сих пор зачитывается русской классикой. Как так — без министерства культуры — и вдруг выросла великая культура?

В 1996 году президент США Билл Клинтон в послании американскому народу сказал, что эпоха сильного правительства заканчивается. Клинтон предвидел, что все большее значение приобретают гражданские институты, яркие индивидуальности и нонконформисты, создается класс инноваторов во всех, в том числе в социальных областях. У нас же к инноваторам относятся как раньше к диссидентам, а самовыражение часто приравнивается к инакомыслию. Но, как сказал мудрец, если у всех одинаковое мнение, значит, убеждений нет вовсе.

Российская власть воспринимает граждан, как вечное дитя. Она не обсуждает с ними бюджет, хотя в иных странах это главная темы предвыборной кампании. И уж подавно власть решает, какие фильмы нам смотреть. Такое восприятие — непреодолимое препятствие для создания гражданского общества и для конкурентной экономики. В атмосфере единомыслия никогда не появятся российские Гейтсы и Джобсы, как когда-то, по Ломоносову, Невтоны и Платоны. Вечные запреты и вечная опека обрекают Россию на прозябание в арьергарде. Министерство культуры не столько скрепы охраняет, сколько лишает Россию будущего. Для успеха в современном мире необходимо многообразие, а не единомыслие.

Показательна дискуссия, которая развернулась на всемирном экономическом форуме в Давосе между министром экономики Максимом Орешкиным и западными бизнесменами. Министр, надо отдать ему должное, нашел незаезженные аргументы, чтобы пригласить инвесторов в Россию. Но бизнесмены указали министру на главное препятствие, которое их отпугивает: в России всегда найдется чиновник, который скажет последнее «нет».

А еще чиновники говорят, что «Смерть Сталина» — это провокация накануне больших событий в российской жизни. За уши притянуто, у нас всегда события и юбилеи. Впрочем, есть одно событие, которое можно испортить. Чемпионат мира по футболу. Если сотни тысяч болельщиков со всего мира столкнутся со звериной серьезностью, с которой взирают на жизнь наши помпадуры и помпадурши, это принесет стране огромный урон.

Буря, вызванная «Смертью Сталина», напоминает скандал вокруг танцующих курсантов. Хватит учить людей жить и мешать устроить свою жизнь по человеческому закону! Совершенно уверен, что наши люди мудрее наших чиновников, которые доказали лишь одно — они исправно умеют вести страну к ложным ориентирам. Кстати, «Матильду», которая, как они стращали, потрясет основы и обрушит скрепы, наши граждане приняли совсем спокойно. И даже безразлично.

Сергей Лесков

Подпишитесь