Posted 24 января 2018, 11:20
Published 24 января 2018, 11:20
Modified 30 марта, 20:56
Updated 30 марта, 20:56
Соратники экс-президента Михаила Саакашвили по грузинской оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД) крайне обеспокоены его возможной экстрадицией из Украины в Грузию. Опасения усилились после недавнего визита в Киев спикера грузинского парламента Ираклия Кобахидзе, который встретился с руководством Украины, включая президента Петра Порошенко.
Соратники Саакашвили утверждают, что Кобахидзе лоббировал именно «высылку» недавнего одесского губернатора и нынешнего лидера «Руха новых сил», хотя сам спикер утверждал, что решением этого вопроса должны заняться профильные ведомства. Кстати, наведался в Киев и «профильный кадр» — заместитель генерального прокурора Грузии Георгий Гогадзе, встретившись с генпрокурором Украины Юрием Луценко. По официальной информации, стороны обсудили вопросы международно-правовой помощи и… экстрадиции. Шла ли речь о Саакашвили, не уточняется, но легко догадаться, что тема эта проигнорирована не была.
На прошлой неделе активисты ЕНД встретились с народным защитником Грузии Нино Ломджаридзе и убеждали ее в политических мотивах уголовного преследования экс-президента, которого в его «бывшей стране» суд заочно приговорил к трем годам лишения свободы по статье «Злоупотребление служебными полномочиями». Речь идет о похищении и убийстве в 2006 году банковского служащего Сандро Гиргвлиани, к которым были причастны несколько высокопоставленных сотрудников грузинского МВД. Их судили, но спустя три года всех помиловал Саакашвили, не спросив мнение госкомиссии. Экс-президент своей вины по этому и другим эпизодам не признает.
В настоящее время Саакашвили является лицом без гражданства. Официальной «причиной» лишение его украинского паспорта названо «неведение» властей о возбуждении против экс-президента уголовных дел в Грузии. Согласимся, что мотив смехотворный — весь мир знал, а вот Порошенко понятия не имел. Статус беженца ему тоже не дали, и сейчас административный суд в Киеве рассматривает законность отказа миграционной службы в предоставлении экс-президенту и губернатору статуса лица, нуждающегося в дополнительной защите.
При этом в отношении Саакашвили и на Украине ведется следствие по нескольким делам (сам он говорит, что предпочитает сидеть в тюрьме в Киеве, чем год отдыхать на Мальдивах — намек на место проведения рождественского отпуска президента Украины), что уже является препятствием для его выдачи. Но украинские власти и при этом пытаются поскорее сбыть «вредного грузина» — так сказать, подальше от «майданного греха», невзирая на закон.
Неясно другое: зачем Грузия решила его непременно заполучить? Если над ним задумано учинить «справедливый и показательный» суд, то это приведет к серьезным внутриполитическим волнениям. Сторонников у Саакашвили на его «первой родине» немало, а воспринимающих его как «клоуна» не так много, как полагает кто-то в России.
Вспомним, что украинские власти ничего не сумели сделать с Саакашвили (или им запретили?) после его «прорыва» через польско-украинскую границу, транслировавшегося в прямом эфире чуть ли не по всему миру. Демонстрация либо полной несостоятельности украинской власти, либо безоговорочной подчиненности «кому-то» сильно повредила ее имиджу. Спрашивается: нужно Тбилиси подобное?
Если Украина все же экстрадирует Саакашвили, власти Грузии должны быть готовы, помимо повышения градуса напряженности во внутриполитической жизни, к давлению со стороны международного сообщества, далеко не уверенного в том, что уголовные дела, возбужденные против экс-президента, справедливы и не имеют политической мотивации. В такой ситуации рейтинг Саакашвили в Грузии как «гонимого» резко возрастет. Власти наживут себя сильную головную боль, да еще им придется выполнять директивы «коллективного Дяди Сэма», поскольку Грузия зависит от него не в меньшей степени, чем Украина.
Так зачем Тбилиси затеял всю эту канитель с экстрадицией и насколько искренне ее желает? Скорее всего, вовсе не желает, а просто расплачивается за свои прежние ошибки — придя к власти, правящая партия «Грузинская мечта» рвалась показать гражданам, что настроена на «торжество справедливости» вне зависимости от того, кто против нее «согрешил». То есть место может иметь «инерция», входящая в противоречие с элементарным здравым смыслом.
Разумеется, многие жаждут видеть экс-президента на нарах. Но насколько это реально и разумно? В принципе, не будет ничего неожиданного, если в Тбилиси Саакашвили отпустят прямо из зала суда или помилуют, и он развернет в стране «майдан», даже не имея грузинского гражданства (на Украине это ему не помешало) или же вернув себе паспорт. И то, и другое произойдет в том случае, если соответствующий «сценарий для Грузии» уже написан там, где вообще пишутся все мировые политические «скрипты».
И еще одно объяснение ажиотажа вокруг экстрадиции Саакашвили. Возможно, Грузия и Украина просто запугивают его перспективой отсидки, в то время как ни одной из них это реально невыгодно, и стимулируют его к добровольному отъезду в совершенно ином направлении. Сам он не раз заявлял, что имеет «выгодные предложения». Однако Саакашвили отдает себе отчет в том, что поднимать волну протеста против украинской власти сегодня проще, чем против грузинской (тем более, полной уверенности, что на родине события будут развиваться в его пользу, — нет), а потому сейчас ему лучше находиться в Киеве, максимально затягивая рассмотрение своего дела.
Впрочем, может существовать совершенно иной и довольно хитроумный план, который в нестоящее время еще «не читается». Одно можно сказать почти с уверенностью: проигрывать бывший грузинский президент не склонен, а это означает — ждите «сюрпризов».