Posted 20 декабря 2017, 17:26
Published 20 декабря 2017, 17:26
Modified 30 марта, 21:12
Updated 30 марта, 21:12
Санкт-Петербург, улица Ремесленная, дом номер 5. Это здание было построено по проекту архитектора Николая Веревкина еще в начале XX века. Позднее там разместились производственные и жилые помещения пивомедоваренного завода «Бавария», затем — общежитие производства «Ленпродмаш». Дом пережил столетний юбилей. Но до очередной круглой даты он может и не достоять. Причину этого долго искать не надо — она видна и слышна всем местным жителям. И имя ей — Серный мост.
Строительство объекта должно было начаться еще в 2008 году, когда победителем конкурса стоимостью около 10 миллиардов рублей стал «Мостотряд № 19». Но из-за кризиса проект заморозили и отложили до 2012 года. За это время в городе сменился губернатор — на место Валентины Матвиенко пришел Георгий Полтавченко. Он-то и объявил о необходимости возобновления строительства в рамках подготовки к футбольному Чемпионату мира 2018 года. В ноябре 2015 года на объект вышел новый подрядчик — компания «Пилон».
В соответствии с проектом, вантовая S-образная переправа свяжет Василеостровский и Петроградский районы Петербурга. Мост является одним из объектов транспортного обхода центра, его длина через Малую Неву составит около 1 километра. На новой дороге будет шестиполосное движение, тротуар и велополоса.
В борьбе с Серным мостом ранее пал дом № 3 по Ремесленной улице. Власти Петербурга объявили, что здание находится прямо на пути переправы и должно быть снесено. Решение повлекло скандал — местным жителям предложили определенные выкупные суммы, но часть семей компенсации не устроили. Поэтому Смольный обратился в суд, потребовав изъять жилые помещения «для государственных нужд». «Росбалт» ранее подробно рассказывал об этой истории.
Дом в итоге снесли. На его месте развернулось широкомасштабное строительство. По словам жителей соседнего здания, работы продолжаются и днем, и ночью. Из-за них семиэтажный дом начал проседать, на этажах появились трещины, часть кирпичной кладки обрушилась.
«Мы живем просто на стройке! У нас грязь, пыль, шум. Маленького ребенка невозможно уложить спать. Я вынуждена жить такой жизнью, когда старшего сына увожу за город, а сама возвращаюсь обратно», — рассказала «Росбалту» жительница дома № 5 по Ремесленной Елена Федотова.
Территория у здания похожа на предвестника апокалипсиса. По всему периметру стройки разъезжают грузовики и тракторы, туда-сюда бегают рабочие, летит пыль и стоит грохот. В тот момент, когда строители вбивали в землю сваи, в доме появилась огромная трещина, которая «паутиной» стала немедленно расходиться по всем этажам. Жильцы вызвали представителей жилищно-эксплуатационной конторы, которые поставили в местах ее образования специальные маячки.
Из-за строительства здание ощутимо трясет. Месяц назад во время работ прорвало трубу. В результате вся вода стала течь в зарытую траншею, а затем — в подвал. Сам подвал уже давно затоплен.
«У нас недавно был ремонт, но от него не осталось и следа. ЖЭК был с комиссией, но они сказали, что новый ремонт делать бесполезно, потому что надо менять все коммуникации. И в один момент это все рухнет. У нас плитка на полу уже пошла ходуном. Они не хотят заниматься этим домом, потому что считают, что мы безнадежные. Но это же просто ненормально, что люди живут в таких условиях!», — сетует Елена Федотова.
Но работы продолжаются не только днем, но и ночью. Местные жители вызывали полицию, но у правоохранительных органов, как оказалось, нет полномочий. С последним еще интереснее.
Жильцы дома на Ремесленной писали письма на имя губернатора Полтавченко. Градоначальник спустил обращение на уровень районной администрации. Местные чиновники заявили, что мост — это объект федерального значения, а значит и разбираться с проблемой должны на высшем уровне. Однако когда письмо было отправлено в администрацию президента, его направили обратно — в город. Никто ни за что не отвечает и следовательно — никто ни в чем не виноват. Замкнутый круг.
«У нас картина все время меняется. Могут все вокруг дома перекопать, а на следующий день все закопают, как будто ничего не было. Меняется местоположение забора. Когда узнают, что кто-то едет к нам, расширяют площадь у дома, даже дорогу могут почистить. А по ночам грохочут так, словно землетрясение началось. И так ежедневно. Мы просто боимся, что дом не выдержит такой нагрузки», — отметила местная жительница Ирина Семенова.
Еще пару лет назад окна жильцов выходили на красивый парк с вековыми дубами. Теперь от этого не осталось и следа — мост закатал все.
Каждый день жильцов дореволюционного здания начинается одинаково — под шум и грохот техники выйти из дома, затем пройти по грязи и деревянным настилам, далее — по крытой пешеходной галерее мимо, кажется, бесконечного забора. Но есть и плюс — управляющая компания отремонтировала подъезды и поставила в них стеклопакеты. Правда последние совершенно не помогают от шума.
На въезде к стройке стоит шлагбаум. И подрядчик обязался пускать во двор экстренные службы. Только они сами ехать к проблемному дому не очень хотят.
«Я как-то звонила в скорую, чтобы вызвать врача ребенку. На что диспетчер мне ответила: „Вы что, с ума сошли? Приезжайте сами, мы до вас не сможем доехать“», — вспоминает Елена Федотова.
Мост, тем временем, словно гидра неминуемо приближается к зданию. Как следует из официального ответа КРТИ (имеется в распоряжении «Росбалта»), минимальное расстояние от угла дома до моста будет составлять всего 65 сантиметров. При этом чиновники подчеркивают, что ранее была проведена оценка воздействия переправы на состояние атмосферного воздуха, уровень шума и вибрации. Нарушений выявлено не было — все соответствует СанПиНу. Ухудшение состояния здания в Смольном также не увидели.
«По итогам рабочих этапов мониторинга, в том числе за период с июля по сентябрь текущего года, ООО „Центр диагностики строительных конструкций“ отмечено, что выполнявшиеся строительно-монтажные работы не оказали отрицательного влияния на техническое состояние строительных конструкций здания», — сказано в ответе за подписью первого заместителя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Семчанкова.
И в конце письма — трогательное: «Комитет приносит извинения за временные неудобства».
Жильцы дома просят признать его аварийным и расселить их. Как пояснили «Росбалту» в жилищном комитете Петербурга, первое слово в этом случае должно быть за районной администрацией.
«Это районная администрация должна направить в комитет необходимый пакет документов о признании аварийности здания. Затем его рассматривает городская межведомственная комиссия. На сегодняшний момент в проекте расселения этого адреса точно нет», — сообщили «Росбалту» в пресс-службе комитета.
А быть его там и не может. По данным администрации Петроградского района, жилой дом не признан аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции.
В начале декабря на фасаде дома № 5 по Ремесленной улице появились баннеры с текстами «Мы не хотим жить под мостом» и «Помогите или мы рухнем». Правда, крамола не провисела и суток — уже на следующий день работники жилкомсервиса баннеры срезали.
Зато переселять людей никто не спешит. У жильцов есть тому объяснение.
«Это все деньги. Хотя у нас всего 63 счета, и это не так много в рамках проекта, особенно если он федеральный», — говорит один из собеседников агентства.
Ситуация окончательно превратилась в безвыходную. И, пока мост приближается к дому, местные жители обращаются к властям.
«Дорогая Администрация! Приезжайте к нам и поживите у нас денек. Уверяем вас, даже если вы люди не верующие, вы сразу вспомните все молитвы, которые даже никогда не знали».
Илья Давлятчин