Posted 13 декабря 2017, 12:22
Published 13 декабря 2017, 12:22
Modified 30 марта, 21:16
Updated 30 марта, 21:16
Сограждане, критически относящиеся к режиму, уже давно признали, что Россия сегодня — страна совсем не демократическая. Сведущие в политологии спорят о разных определениях авторитаризма, другие махнули рукой, — но иллюзий, будто нынешнюю Россию можно назвать демократией, у них нет. Меньшая часть от этой части не может смириться с этим перерождением страны и в той или иной форме противостоит режиму (либо уехала), большая часть смирилась и ушла во внутреннюю оппозицию (а что — вон в абсолютных монархиях вообще политику не обсуждают, — что не мешает многим даже европейцам жить в Эмиратах).
Однако для самого режима почему-то важно обозначать себя как демократию, и убеждать некритически мыслящее большинство, что демократия именно так и выглядит. Причем, если послушать провластных пропагандистов, это некритически мыслящее большинство, казалось бы, с удовольствием приняло бы хоть отмену всех выборов, хоть провозглашение монархии. Ан нет. Значит, что-то не так с «большинством».
Вопрос у меня даже не «почему», — а что из этой раздвоенности можно извлечь.
Чуть уточню мысль: те, кому демократия важна, давно убедились, что в России ее нет. А тех, для кого она ценностью не является, зачем-то продолжают убеждать в ее присутствии.