Posted 1 декабря 2017, 16:30
Published 1 декабря 2017, 16:30
Modified 30 марта 2024, 21:23
Updated 30 марта 2024, 21:23
Недавно президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям заявил, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо». Генпрокурор Юрий Чайка потребовал от подчиненных в регионах принятия мер по приведению учебных планов в республиках в соответствие с федеральным законодательством. На практике это означает отказ от обязательного изучения национальных языков. Подобная перспектива возмутила местные национальные элиты, особенно — в Татарстане.
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций, политолог:
«Мы немного подзабыли, но отношения с Татарстаном в свое время начинались с очень жестких позиций. Татарстан был одним из субъектов, который подписывал соглашения с федеральным центром, имел очень широкий суверенитет, и в 1990-х годах у его жителей были вкладыши в паспортах о гражданстве республики. На этом фоне нынешняя ситуация с языком представляется значительно менее значимой. И все же понятно, что особый статус языка — это достаточно серьезная позиция, и очевидно, что национальные элиты республик будут пытаться усиливать свои переговорные позиции во взаимоотношениях с федеральным центром именно за счет использования национальной карты.
Однако в ближайшее время, думаю, удастся найти компромисс, потому что никто публично жесткие позиции не отстаивал. Позиция федерального центра заключается не в том, чтобы полностью лишить татарский язык его статуса, а в том, чтобы систематизировать образовательное направление. И здесь можно найти общие позиции, тем более, что действующая правовая система позволяет это сделать. Например, в образовании есть региональные компоненты, и они позволяют преподавать язык в качестве одного из элементов. Здесь необходимо будет выстроить образовательную систему, планы, вшить эту систему в образовательную программу. Этот процесс будет достаточно продолжительный. Он решится не сегодня, не завтра, не в течение года.
Но в вопросах образования федеральный центр и национальные республики — Татарстан, Башкирия, южные республики — придут к компромиссу, чтобы, с одной стороны, сохранить языковое разнообразие, но в образовательных контурах прийти в одно правовое поле. Татарстан и другие республики не заинтересованы в том, чтобы педалировать этот процесс, и каких-то жестких выступлений, демаршей удастся избежать.
На самом деле — это еще вопрос и конституционной целесообразности. Согласно Конституции РФ, образовательные услуги везде должны быть предоставлены в полном объеме одинаково. Отсутствие доступа, например, к русскому языку на отдельно взятых территориях — это очень серьезное ограничение».
Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:
«Татарстан — это один из немногих регионов, который может открыто выступить со своей позицией, благодаря своей экономической мощи. У остальных регионов толком и нет позиции по этому вопросу.
Татарстан и соседняя Башкирия — наиболее крупные субъекты Федерации, которые опираются на свою этническую идентичность, часть которой составляет язык. Федеральная власть нанесла свой „удар“ после того, как Татарстан отказался идти на уступки в вопросах наименования главы республики президентом и финансовой автономии, связанной с перечислением денег в федеральный бюджет. Это была такая „ответка“ со стороны федерального центра. С другой стороны, такой „удар“ может только сплотить национальные элиты.
Татарстан и Башкирия будут открыто протестовать через своих парламентариев. Депутаты имеют возможность озвучивать те позиции, которые не следует артикулировать главам регионов. Именно парламентарии будут обращаться к избирателям с протестом против отмены программ обязательного изучения языков. И если раньше тема языка не вызывала интереса у молодежи, то теперь защита „республиканских ценностей“ может стать контркультурным явлением.
В менее крупных республиках, например, Северного Кавказа, проблема изучения языка вообще остро не стояла, потому что там национальные языки используются для общения, начиная с младенческого возраста. Жители Чечни, Ингушетии, Дагестана говорят на своих родных языках как на первом языке. Изучение языка в школе уже было завершением оформившегося знания. Надо понимать, что программы изучения языков в школе включают в себя литературную составляющую. И тут очевидны диаметральные противоположности. Если у татар и башкир есть богатое культурное наследие, есть кого изучать — писателей и поэтов, — то у тех же маленьких республик Кавказа, или Марий Эл, или Удмуртии, таких культуртрегеров нет. А для общения им вполне хватает разговорной версии.
В таких регионах власти будут обязаны в рамках вертикали поддержать решение федерального центра и перевести изучение языков в рамки факультативов. Изучение языков станет таким же дискуссионным, как и вопрос о том, надо ли обязательно изучать религии в школе.
Отдельно следует сказать про Карелию. Там издавна поддерживалась программа изучения карело-финских языков. С этого года, надо понимать, программа закрывается, ее финансирование прекращается. В этом уже увидели политический момент: ослабление позиций новоизбранного губернатора Артура Парфенчикова, который не смог отстоять эту программу накануне столетнего юбилея, в 2020 году, образования Карельской республики в составе РСФСР».
Андрей Аствацатуров, доцент кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ, кандидат филологических наук:
«Отсутствие обязательного обучения в школах негативно отразится на знании языка. Точно так же, как если русский язык не преподавать в школах, то это тоже негативно отразится на знании русского языка. Недостаточно просто в быту говорить на языке, его нужно действительно изучать, и каждый человек, который разговаривает на своем языке, должен — в идеале — его хорошо знать.
Русская культура достаточно сильная, и то, что находится в ее ареале, будет „вытоптано“. История дает нам такие примеры, например, в Британии английский язык вытеснил валлийский и ирландский.
Поэтому я думаю, что решение отменить обязательность изучения языков — несколько поспешное. Конечно, поскольку все живут в Российской Федерации, то русский язык должен быть обязательным, но и национальные языки — это память, это культурная традиция, это способ оформления и организации мира. Наша страна многонациональна, и многообразие языков обогащает нашу культуру».
Наиль Набиуллин, лидер Союза татарской молодежи «Азатлык»:
«И власти Татарстана, и татарская общественность действуют согласованно. Власти республики все-таки хотят оставить татарский язык государственным, и мы, со своей стороны, это полностью одобряем. Государственный статус языка, я считаю, предполагает его обязательное изучение. Конечно, мы считаем, что два часа в неделю на изучение языка — это очень мало, и хотели бы, чтобы было побольше часов в школе.
Татарская общественность всегда была активна и такой остается. Мы пишем письма, обращения, проводим публичные акции. Весь ноябрь мы пытались на каждые выходные подавать уведомления на проведение митингов с численностью примерно в 800-900 человек. К сожалению, нам отказывают в согласовании, не разрешают их по надуманным причинам.
Тем не менее, татарская общественность продолжит отстаивать свою позицию в рамках правового поля — в том числе через обращения, публичные мероприятия, проведение круглых столов и т. д.»
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан:
«Федеральная власть поступает последовательно, выполняя поручения Владимира Путина. Прокуратура Татарстана хорошо поработала, направив предписания в школы, напомнив о необязательности изучения татарского языка. Правда, прокурорам для этого понадобился волшебный пинок от Юрия Чайки: месяц они были в оцепенении, пока Чайка не приехал в сентябре и, видимо, устроил им разгон.
Школы сейчас стали фронтом войны родительского сообщества с директорами и учительским составом. Директора, получив предписания прокуроров, готовы уменьшить количество уроков татарского языка с пяти-шести до двух в неделю, но все равно, в основном, хотят оставить их обязательными. Однако некоторые директора решили не защищать позицию министра и отказались от обязательности татарского языка.
На 2 декабря „Комитет русскоязычных родителей Татарии“ наметил большой митинг — в поддержку решений Владимира Путина по языковому вопросу и в его поддержку на предстоящих президентских выборах. Ему — большая благодарность от русскоязычных и многих татар республики, что он чикнул по этому нарыву скальпелем. Однако мэрия Татарстана повела себя интересно, начав мелкие придирки к уведомлению. Сейчас мы подаем уточняющие дополнения, а параллельно подаем заявку на еще один митинг через неделю.
Прокурор Татарстана Илдус Нафиков заявил, что учебный план предусматривает возможность изучения государственного языка республики добровольно на основе письменного согласия родителей в пределах до 2 часов в неделю. Сейчас провластные татарстанские СМИ будут врать, что Нафиков благословил обязательные два часа татарского, и тем же самым будет заниматься министерство. Дальше все будет зависеть от родителей. Если родители умоются и проглотят это, то так и будет продолжаться: все школьники, независимо от национальности, будут ходить на два часа татарского языка в неделю. Но в республике есть несколько тысяч принципиальных родителей, которые станут отказываться от этого предмета и продолжит писать индивидуальные и коллективные жалобы в Москву».
Дмитрий Ремизов