Posted 1 декабря 2017, 07:30

Published 1 декабря 2017, 07:30

Modified 30 марта, 21:23

Updated 30 марта, 21:23

Расследование дела генерала СКР завершено

1 декабря 2017, 07:30
На скамье подсудимых Михаил Максименко окажется в одиночестве.

ФСБ предъявит обвинения в окончательной редакции бывшему начальнику главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК Михаилу Максименко. Судить на общих основаниях генерала будут одного. Его высокопоставленные коллеги по СК РФ, Денис Никандров и Александр Ламонов, заключили досудебные соглашения.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, 1 декабря 2017 года Максименко будут предъявлены окончательные обвинения по двум эпизодам получения взяток (статья 290 УК РФ). Речь идет о передаче $500 тыс. бизнесменом Олегом Шейхаметовым и о получении Максименко 1 млн рублей от петербургского бизнесмена Бадри Шенгелия. После этого генералу объявят об окончании следственных действий, в ближайшее время он сможет приступить к ознакомлению с томами дела. Материалы в отношении Максименко будут выделены в отдельное производство. Во-первых, потому, что ФСБ продолжит работу по другим эпизодам получения взяток, фигурирующим в расследовании. Во-вторых, из-за того, что двух сообщников генерала — Дениса Никандрова и Александра Ламонова — будут судить в особом порядке, так как они заключили сделки со следствием.

«Вначале Никандров и Ламонов отрицали вину, потом стали сотрудничать со следствием. В результате Ламонов полностью признал вину и заключил сделку с правосудием. С Никандровым ситуация несколько сложнее, в данный момент идут консультации с Генпрокуратурой о том, какую статью УК ему инкриминировать в окончательной редакции. Однако с ним тоже заключено досудебное соглашение. Делается это, чтобы надзорное ведомство утвердило обвинительное заключение. Никандров полностью признает вину в том, что совершал незаконные действия для освобождения Кочуйкова. Были за это определенные благодарности. Однако стоит ли это расценивать, как получение взятки или нет, еще решается. Тут надо учитывать, что Никандров активно сотрудничает со следствием и дает показания по другим историям, не связанным с освобождением Кочуйкова», — рассказал собеседник агентства.

Как уже сообщал «Росбалт», на данный момент у ФСБ выстраивается следующая картина истории самой громкой взятки. Один известный адвокат обратился к бывшему сотруднику МВД Евгению Суржикову, которого знал как человека, способного разрешить проблемы с МВД, СК и рядом других ведомств. Юрист сообщил, что его коллеге очень нужна помощь, чтобы получить нужный результат от Следственного комитета.

Встреча состоялась в Новинском пассаже, визитер представился Суржикову адвокатом по имени Олег. Он объяснил, что стоит задача изменить «авторитету» Андрею Кочуйкову (Итальянец) — «правой руке» «вора в законе» Захария Калашова (Шакро молодой) — меру пресечения на ту, которая не будет связана с лишением свободы, также есть люди, готовые за это хорошо заплатить. Суржиков обещал все разузнать, после чего направился к другу и бывшему подчиненному Денису Богородецкому, который на момент событий занимал должность замначальника УСБ СК РФ. Последний переадресовал просьбу своему начальнику Ламонову, а тот — Максименко. Дальше по цепочке «спустился» ответ, что услуга будет стоить $500 тыс. Суржиков в том же «Новинском пассаже» озвучил ее «адвокату Олегу», тот сразу согласился. На сбор денег он попросил два дня.

Через пару суток «адвокат» передал Суржикову коробку из-под обуви с $500 тыс. в ресторане «Якитория», расположенном на Тверской улице. Суржиков сразу вручил коробку Богородецкому, тот — Ламоновову, затем деньги были переданы Максименко. Последний отсчитал от этой суммы $100 тыс., которые вернул Ламонову. Эта сумма предназначалась всем посредникам за их услуги.

Позже во взяткодателе Олеге был идентифицирован авторитетный бизнесмен Олег Шейхаметов. Он добровольно прилетел в Россию из США и написал заявление о даче взятки, в связи с чем был освобожден от уголовной ответственности. Также от нее освободили Суржикова и Богородецкого.

Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, в ходе «прослушки» бесед Михаила Максименко было зафиксировано пять случаев получения им денег и ценных подарков от разных лиц за услуги, связанные с уголовными делам, находившимися в производстве подразделений СК РФ. После того, как были задержаны Максименко, глава УСБ СК Александр Ламонов, замначальника ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров, контрразведчики начали «отрабатывать» сведения, собранные во время фиксации разговоров Максименко. Цели отправлять под стражу взяткодателей не было. «Главная задача была доказать масштабную коррупционную деятельность Максименко», — отметил собеседник агентства. Почти все лица, «засветившиеся» в ходе «прослушек», предпочли покинуть пределы РФ. С ними велись сложные переговоры через знакомых и т. п.

В результате два человека из пяти согласились сотрудничать. Так, в Москву из США прилетел совладелец сети ресторанов «Якитория» Олег Шейхаметов и написал заявление, что именно он передал коробку из-под обуви с $500 тыс. для Максименко. За эту сумму высокопоставленные сотрудники СК должны были организовать освобождение из-под стражи «авторитета» Андрея Кочуйкова (Итальянец). Также аналогичное заявление подал «авторитетный» петербургский бизнесмен Бадри Шенгелия. Он признался, что передал Максименко 1 млн руб. за возбуждение уголовного дела против полицейских, которые в 2014 году изъяли у него дорогие часы. Уголовные преследования Шенгелии и Шейхаметова были прекращены, так как им оформили документы о том, что они добровольно сообщили о даче взяток.

В ходе «прослушек» в поле зрения оперативников попал бывший советник председателя Верховного суда РФ Игорь Борисенко. Контрразведчики установили, что он отдавал Максименко деньги за помощь в нужных решениях по уголовным делам в Краснодарском крае в отношении ряда представителей криминального мира. По данным «Росбалта», Игорь Борисенко скрылся в ОАЭ, однако еще не исключена возможность того, что он станет «добровольным» заявителем о даче взятки. Поэтому с его объявлением в розыск ФСБ не спешит.

Источник «Росбалта» рассказал, что гораздо сложнее ситуация с двумя другими лицами, «засветившимися» в «прослушке». Большой любитель Bentley бизнесмен Дмитрий Смычковский вначале было пошел на контакт с контрразведчиками, но потом резко передумал, предпочтя оставаться за границей и не подавать заявления. Его объявили в международный розыск. По версии следствия, Смычковский передал Максименко взятку в виде дорогого внедорожника.

Собеседник агентства отметил, что примерно по такому же сценарию развивается история с миллиардером Андреем Скочем, который вместе с Шейхаметовым владел сетью ресторанов «Якитория». У ФСБ есть сведения, что Скоч подарил некий очень дорогой предмет Максименко за ряд услуг. Однако он не спешит становиться взяткодателем и подавать соответствующие заявления. Большую часть времени он проводит за пределами РФ.

Стоит отметить, что трем последним персонам в ФСБ придают особое значение. Так, в протоколах допросов ряда фигурантов дела непременно присутствуют следующие вопросы: «Знакомы ли вы со Скочем, Борисенко, Смычковским?» «Что вы можете сообщить об отношениях Скоча, Борисенко, Смычковского с Максименко?».

Герман Александров

Подпишитесь