Posted 24 ноября 2017, 15:05
Published 24 ноября 2017, 15:05
Modified 30 марта, 21:27
Updated 30 марта, 21:27
Депутаты Госдумы ратифицировали в пятницу соглашение между РФ и Узбекистаном об организованном наборе и привлечении мигрантов из этого государства для работы в нашей стране. Парламентарии признались, что голосуют за документ «без эйфории», но при этом руководствуются геополитическими соображениями.
«Мы не испытываем никакой радости по тому поводу, что экономике нашей страны требуются мигранты, и эйфории по поводу этого документа у нас тоже нет. Но это дорога, по которой нам придется идти. <…> Cегодня отказ от трудовых ресурсов стал бы ударом по всей евразийской интеграции. Как мы запретим въезд мигрантам в Россию и при этом продолжим развивать тему евразийского союза?» — аргументировал позицию парламентского большинства единоросс Константин Затулин.
До сих пор Россия не подписывала подобных соглашений ни с одной из стран мира. А вот Узбекистан уже успел поднатореть в таких делах, подписав аналогичные документы с Польшей и Южной Кореей, рассказал депутатам пришедший представлять документ в Госдуму замглавы МВД Игорь Зубов. Если новый механизм привлечения в Россию иностранной рабочей силы окажется удачным, его могут распространить и на другие среднеазиатские республики. По словам Зубова, проект похожего соглашения уже прорабатывается с Таджикистаном.
Сам Зубов заверил, что соглашение призвано исключительно упорядочить миграционные потоки в Россию и качественно повысить уровень организации привлечения трудовой силы из-за рубежа. «Инициатива была совместной», — сказал Зубов. По его словам, узбеки составляют примерно 10% от числа всех трудовых мигрантов в РФ, то есть примерно 1 млн человек. «Подавляющее большинство из них прибывает в Россию с целью легального трудоустройства. В 2017 году на узбеков приходилось примерно 765 тыс. 815 патентов на занятие трудовой деятельностью — это около половины от всех патентов», — привел данные чиновник.
Из соглашения следует, что узбеков, желающих трудиться в России, начнут готовить к этому уже на их родине. В этом задействуют не только узбекские власти, но и целых 11 федеральных российских ведомств, среди которых главным окажется Минтруда. Так, например, на компетентные органы Узбекистана возлагается обязанность по информированию своих граждан о возможности трудоустройства в РФ в порядке организованного набора и привлечения; подбору российским работодателям кандидатов на трудоустройство, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы; согласованию с нашими работодателями кандидатур и текстов проектов трудовых договоров; организации проезда кандидатов на трудоустройство до места осуществления ими временной трудовой деятельности на территории РФ и их возвращения в Узбекистан.
Важно, что узбекские власти взяли на себя обязательства по проверке своих граждан, намеревающихся работать в РФ, на предмет нахождения в розыске и наличие судимости, а также проведению их медосвидетельствования на опасные инфекционные заболевания, подчеркнул Зубов.
В свою очередь российские власти и работодатели обязались цивилизованно относиться к прибывшим в Россию организованным трудовым мигрантам. Согласно документам, таким мигрантам гарантируются следующие права на территории РФ — на труд, отдых и социальное страхование (помимо обязательного медицинского), пенсионное обеспечение и т. д. Например, говоря о праве на отдых, Зубов сообщил, что по договоренности с работодателем узбеки смогут не работать не только во время российских официальных праздников, но и узбекских. «У мигранта также должен быть полис добровольного медстрахования — это снимет все вопросы с предоставлением медобслуживания», — добавил замминистра. Также оговаривается, что зарплата таким мигрантам будет на уровне не ниже МРОТ.
Депутаты не сказали Зубову, что будущим трудовым мигрантам из Узбекистана могли бы позавидовать тысячи российских граждан, приезжающих на заработки в столицу и даже не мечтающих о подобных правах. Но при обсуждении документа в зале то и дело раздавался недовольный гул депутатских голосов.
Никто из народных избранников, конечно, не вспомнил вслух историю о жутких деяниях в Москве узбекской няни Бобокуловой, но националистические нотки зазвучали даже в выступлениях депутатов от КПРФ, которым вообще-то положено исповедовать интернационализм. «Зачем нам нужны в таком количестве рабочие, из Узбекистана в частности? Не есть ли это замещающая миграция, чтобы заменить убывающее русское население?» — вопрошал коммунист Владимир Бортко.
«Я не хочу плохо говорить об узбеках — это замечательные люди, но где русские, куда они подевались? У нас защищают амурского тигра, чтобы он жил и всех радовал своим присутствием, а почему русских никто не защищает? Миграция — это прямой удар в русский этнос. Самих русских вообще кто-то спросил?» — сыпал вопросами депутат.
«Вопрос сложный», — признал, опустив голову, Зубов. После чего заметил, что даже развитые в экономическом и социальном отношении страны нуждаются в мигрантах и привлекают их десятками и сотнями тысяч.
Единоросс Наталья Боева беспокоилась, какую ответственность будет нести Узбекистан, если «к нам приедут наркоманы или хулиганы». «Такого человека мы вернем обратно, а Узбекистан будет оплачивать билет», — успокоил ее Зубов.
Между тем, «эсер» Олег Нилов поставил вопрос об обязательной и поголовной дактилоскопии всех мигрантов, въезжающих в Россию в безвизовом порядке. Замглавы МВД ответил, что отпечатки пальцев возьмут как раз у тех узбекских граждан, которые приедут в Россию на заработки по новому соглашению. А вот мигранты из Узбекистана и других стран СНГ, трудоустраивающиеся у нас другими способами, например, на основании патента, не будут проходить эту процедуру.
Нилов возмутился, заметив, что многие мигранты из соседних стран въезжают в страну на нелегальные заработки именно под видом туристов. «Таких „туристов“ из Узбекистана у нас чуть ли не больше, чем трудовых мигрантов. Среди них огромное количество наркодилеров и преступников пострашнее. Не будем забывать, что заканчивается война в Сирии. Сначала они вернутся в Узбекистан, а затем приедут сюда и никакой преграды для них не создается», — сказал депутат.
Другие парламентарии настаивали на том, что вместо привлечения трудовой силы из Средней Азии российские власти должны активизировать процесс переселения соотечественников, являющихся по этническому происхождению преимущественно русскими. «У меня растут три дочки, женщин в России на 10 млн больше, чем мужчин. Свято место пусто не бывает. Постепенно численность коренного населения будет сокращаться. И если нам нужны трудовые ресурсы, что мы сделали для того, чтобы восполнить их собственными соотечественниками? Что мы сделали, чтобы русские приехали и получили гражданство?» — спросил депутат от ЛДПР Александр Шерин. Он рассказал про знакомую русскую семью в Киеве, у которой пятеро детей. «Они хотели переселиться в Калужскую область по программе соотечественников, но получили отказ», — сообщил депутат.
В ответ Зубов заявил, что трудовые патенты, приобретаемые мигрантами, пополняют местные бюджеты ежегодно на 42 млрд рублей. «Эти деньги могут быть использованы, в том числе, и на переселение соотечественников», — сказал замглавы МВД. Он также заверил, что ратификация соглашения не приведет к увеличению миграционного потока из Узбекистана в Россию, и дал понять, что в привлечении рабочей силы по такой схеме, прежде всего, заинтересованы российские строительные фирмы.
Елена Земскова