Posted 6 октября 2017, 14:18
Published 6 октября 2017, 14:18
Modified 30 марта, 21:56
Updated 30 марта, 21:56
На днях в СМИ просочились слухи о том, что в российском правительстве обсуждают возможность софинансирования гражданами медицинских услуг в рамках ОМС. Отрабатывать новую схему будут в столице, говорилось в публикациях со ссылкой на источники. Мэр Москвы Сергей Собянин все эти слухи опроверг. «Никаких экспериментов на здоровье москвичей мы проводить не собираемся и не допустим», — написал он на своей странице в Twitter.
Однако подобные предложения по софинансированию ОМС из карманов граждан звучат не впервые. В 2016 году в пяти пилотных регионах страны, среди которых Тюменская, Кировская, Белгородская, Липецкая области и Татарстан, проходил эксперимент по внедрению системы ОМС+. Пациентам предлагали купить дополнительный полис и получать по нему услуги, которые в программу госгарантий не входят. Позже Минздрав признал проект неудачным — было куплено всего несколько сотен полисов.
Откуда растут ноги у подобных предложений? Каковы перспективы? Возможно, чиновники просто примеряются, ищут форматы софинансирования, приемлемые для граждан, чтобы рано или поздно перейти к платной медицине? Об этом «Росбалт» спросил у экспертов.
Член общественного совета при Минздраве РФ, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения ВШЭ Василий Власов: «Думаю, что разговоры о софинансировании ОМС возникли не на пустом месте. Не верю, что правительство ничего такого не планировало. Более того, информация, которая просочилась в СМИ, выглядит умеренно правдоподобной. Всем хочется улучшить медицинскую помощь, но так, чтобы расходы на нее сократить. Одно из таких направлений — выпихивание людей из бесплатной медицины в платную. Не исключаю, что люди, которые предлагают софинансирование, действуют в том числе из побуждений вполне себе благородных.
Еще коммунисты могли ввести лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, но не сделали этого. Теперь все больше стали понимать, что лекарственное обеспечение нужно, но нефтяные деньги „схлопнулись“, а других у нас нет. Поэтому и возникает идея сооплаты. Эксперимент с ОМС+ прошел легко исключительно потому, что это можно было сделать, не меняя законодательство и не привлекая бюджетных средств. При этом, о том, что эксперимент провалился, не было широко объявлено. Никаких отчетов, никаких цифр мы не видели.
Думаю, что идея ввести сооплату в экспериментальном формате тоже существует. Просто люди негативно отреагировали, и пока от нее отказались. Может быть, это были вполне реальные планы. Может, просто вброс, чтобы посмотреть на реакцию населения. Что это было на самом деле, мы никогда не узнаем. Но, думаю, мы и дальше будем наблюдать подобные попытки провести эксперимент, пока не найдем приемлемую для всех форму софинансирования».
Глава НИИ организации здравоохранения при профильном столичном департаменте, член общественного совета при Минздраве РФ Давид Мелик-Гусейнов: «Думаю, примеряются не чиновники, а бизнес. Страховые компании, которые обслуживают систему ОМС, понимают, что система может быть для них куда более выгодной, если к тому финансовому потоку, который сейчас есть, добавить еще один — средства потребителей медицинских услуг. Тогда позиции этих компаний будут незыблемыми. Объем финансовых средств, пропущенных через страховые, возрастет в разы.
Попытки, о которых вы говорите, это попытки не государственных институций, а самих страховых либо ассоциаций, представляющих их интересы.
Для системы софинансирования подобные эксперименты несут серьезные политические риски. Представляете, что такое — сказать населению, что теперь за медицину придется платить. Не случайно так жестко на эти слухи отреагировал мэр Москвы Сергей Собянин.
Если страховая компания хочет расширить спектр своих услуг, делать это нужно иначе. Продумать, какие услуги можно предложить пациентам сверх программы государственных гарантий. Не резать, не половинить программу госгарантий, а придумать что-то еще, в дополнение к ней. Самое удивительное, что все давно придумано. Мы уже 15 лет говорим о лекарственном страховании. Но никто не хочет этим заниматься. Страховщики предпочитают отхватить кусок побольше, и замахиваются сразу на программу госгарантий. Минздрав не даст их урезать. Это противоречит принципам Конституции. В том виде, в котором страховщики транслируют свои идеи, перспектив у них нет».
Председатель общественного совета Общества защиты пациентов Андрей Хромов: «В первую очередь софинансирование ударит по людям, у которых нет денег, чтобы обращаться за платными медицинскими услугами, или доплачивать за них. Большинство пациентов поликлиник — пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, для которых любая тысяча — большие деньги. Они не готовы платить. В то же время, люди, которые хорошо зарабатывают, давно пользуются ДМС. Многие, даже небольшие компании, приобретают такие полисы для своих сотрудников. Этим людям нет смысла приобретать какие-то дополнительные услуги по ОМС, потому что в поликлиники они вообще не ходят. Все эти инициативы о софинансировании, особенно с формулировкой „может так случиться, что вас начнут лечить бесплатно, а долечивать будут за деньги“, ничего кроме отторжения не вызывают».
Анна Семенец