Posted 26 сентября 2017, 15:06
Published 26 сентября 2017, 15:06
Modified 30 марта, 22:02
Updated 30 марта, 22:02
Судя по всему, в Российской Федерации грядет очередной пересмотр миграционной политики. Причем на этот раз в сторону ее смягчения. Такой вывод напрашивается из «Предложений к миграционной стратегии России до 2035 года», которые опубликовал близкий к президенту РФ Центр стратегических разработок (ЦСР).
Прежде чем обратиться к этому документу, необходимо отметить, что в течение почти 20 последних лет миграционная политика в России является, прежде всего, инструментом влияния власти на внутриполитические процессы в стране. Периодически, в зависимости от соответствующей конъюнктуры, в этой сфере то закручивают гайки, то слегка их отпускают.
Напомню, что законы о гражданстве и о пребывании в России иностранных граждан, принятые в 2002 году, через два года после первого избрания президентом РФ Владимира Путина, резко ужесточили отношение российского государства к бывшим соотечественникам из СНГ. А именно они более чем на 90% составляли и до сих пор составляют большинство тех, кого у нас принято называть мигрантами. Через некоторое время эти законы были немного смягчены новыми поправками в части упрощения получения российского гражданства для граждан из республик бывшего СССР, но затем вновь ужесточены.
Впрочем, надо отметить, что миграционная политика в России регулируется отнюдь не только правовыми нормативами, но и чуткими к голосу высшего начальства СМИ. Российские телеканалы, как по отмашке, то начинали очередную антимигрантскую истерию, зацепившись за какой-нибудь инцидент с участием приезжих, то эта тема так же неожиданно и надолго уходила в тень.
Любопытно, что ряд положений документа, опубликованного ЦСР, во многом повторяют некоторые идеи Концепции миграционной политики России до 2025 года, подписанной президентом в 2012 году. И там, и там миграция, в условиях демографической стагнации в РФ вполне логично рассматривается как основной источник «восполнения естественной убыли населения». Как в первой концепции, так и во второй «потребности российского рынка труда в дополнительной рабочей силе в условиях сокращения численности национальных трудовых ресурсов», предлагается восполнять «за счет привлечения временных международных трудовых мигрантов».
Наконец, оба документа за счет мигрантов намечают скорректировать неравномерность размещения населения по территории России, и обеспечить рост численности населения стратегически важных регионов страны, прежде всего Дальнего Востока.
Соответственно, возникает вопрос, зачем разрабатывать предложения, уже принятые несколько лет назад? Однако тут надо вспомнить, что с 2012 года много чего произошло. Прежде всего, уже после подписания Концепции по неизвестным причинам за кремлевской стеной возобладала точка зрения, прямо ей противоположная.
Летом 2013 года после инцидента на Матвеевском рынке в Москве, где двое супругов, оба граждане России, избили двух других граждан России в полицейской форме, вначале в СМИ, а затем в парламенте, была развернута масштабная антимиграционная кампания. Она вылилась в то, что Госдума в спешном порядке приняла поправки в действующее законодательство, которые дают возможность упрощенной депортации любого иностранного мигранта. Для этого ему теперь достаточно совершить два административных нарушения. Например, дважды перейти улицу в неположенном месте…
Однако правоприменение в этой области оказывается еще хуже, порой переходя в настоящую правовую вакханалию, далеко выходящую за рамки даже этих сомнительных поправок. Комитет «Гражданское содействие» публиковал душераздирающие факты, рассказывая, как полиция и миграционная служба хватали на улицах и стройках трудовых мигрантов, десятками и сотнями доставляли их в суды, где творились настоящие расправы.
Некоторые судьи так входили в раж, что по своей «производительности» вероятно превзошли своих коллег сталинских времен. Так в докладе «Гражданского содействия» за 2016 год под говорящим названием: «Административные выдворения из России: Судебное разбирательство или массовое изгнание?» приводятся примеры работы некоторых судей, которые, реализуя очередную кампанию «партии и правительства», пачками выносили решения о так называемых «выдворениях» мигрантов — иногда до 90 человек в день, отводя на рассмотрение каждого случая всего несколько минут.
О том, как при этом соблюдались даже явно репрессивные законы, можно судить не только по феноменальной «производительности труда» служителей Фемиды, но и по тому, что вынося свои вердикты, судьи элементарно путали не только имена и фамилии обреченных на высылку людей, но даже их пол.
Нужно ли уточнять, что абсолютное большинство высылаемых были гражданами трех среднеазиатских государств — Узбекистана, Таджикистана и даже вступившей в ЕАЭС Киргизии? Что, конечно же, ни в коем случае не говорит о ксенофобском характере этой общефедеральной кампании…
Новые поправки в миграционное законодательство России были приняты в августе 2013 года. Между тем, как мы помним, в конце этого года на Украине случился Майдан, а затем там началась война, и тема этнически и культурно неблизких нам мигрантов, заполонивших Россию-матушку, чудесным образом исчезла из информационного поля страны, будучи замещена совсем другими сюжетными линиями. Однако маховик репрессивно-бюрократической машины продолжал исправно работать, и в 2014, и в 2015, и в 2016 годах. В итоге за период с 2013 по 2016 годы из России было выслано 400 тыс. человек, а 1,6 млн надолго запрещен въезд в страну.
Тем временем социально-экономические процессы, шедшие все эти годы в России, отнюдь не способствовали подъему ее благосостояния. Скорее, наоборот. В то самое время, когда полицейско-бюрократическая машина исправно вышвыривала из России десятки и сотни тысяч трудовых мигрантов, численность трудоспособного населения в стране продолжала стремительно сокращаться.
Видимо, не случайно доклад ЦСР о новой миграционной стратегии совпал с заявлением министра экономического развития Максима Орешкина о том, что Россия в ближайшие 5-6 лет ежегодно будет терять 800 тыс. граждан трудоспособного возраста. При этом патриотическая концепция миграционной политики, альтернативная научной, состоит в том, что миллионы россиян попрятались где-то в глубинке, и если вытащить их на свет божий и отправить (как?) на стройки народного хозяйства, то можно вполне обойтись собственным народонаселением.
Впрочем, специалистам-демографам, изучающим эту сферу долгие годы, число в почти миллион трудоспособных граждан, которых Россия ежегодно будет терять в обозримой перспективе по причине не только смерти, но и выхода на пенсию, известна давно. Точно так же как и то, что взять необходимые рабочие руки иначе, как из стран ближнего зарубежья не получится. А значит, нас ждет очередное смягчение миграционной политики. Благо, при наличии политической необходимости (как ее понимают наверху), если что, всегда можно будет снова затянуть гайки потуже.
Александр Желенин