Posted 22 сентября 2017, 15:23
Published 22 сентября 2017, 15:23
Modified 30 марта, 22:03
Updated 30 марта, 22:03
Правительственный законопроект о фактической отмене публичных слушаний в сфере градостроительства заручился в пятницу поддержкой в первом чтении только со стороны депутатов от «Единой России». Но и они заявили, что голосуют за проект авансом, то есть при условии его существенной доработки ко второму чтению. Единороссы говорят, что в правительстве извратили поручение президента, который предлагал разработать закон, позволяющий учитывать, а не игнорировать мнение местных жителей при принятии важных градостроительных решений.
На первый взгляд, новый закон кажется скучным и вряд ли способным заинтересовать рядовых граждан. Но до тех пор, пока, как говорится, жареный петух не клюнет. Например, в один прекрасный день не нагрянут застройщики с предложением вырубить парк и возвести на его месте очередной торговый центр или построить прямо под окнами завод, уверяя в его «экологичности».
Именно на случай таких ситуаций законодатели и ввели в свое время в России такую форму местного самоуправления, как публичные слушания. Их, с участием жителей и заинтересованных юрлиц, в обязательном порядке должны проводить местные власти по проектам генпланов и правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капстроительства и т. д. То есть почти по всем вопросам благоустройства.
Другое дело, что решения, принятые по итогам таких слушаний, носят рекомендательный характер и вовсе не обязательны для исполнения властями. Но можно найти немало примеров, когда не согласным со стройкой жителям удавалось добиться своего, в том числе и благодаря такому механизму, как публичные слушания.
Депутаты Госдумы признали, что именно публичные слушания остаются в России одной из наиболее популярных форм самоуправления. А «эсер» Олег Нилов заметил, что вменяемые руководители на местах стараются учитывать мнение граждан. «Если же власти раз за разом это мнение игнорируют, то рано или поздно эта веревочка обрывается», — добавил депутат.
Новым законом предлагается ликвидировать институт публичных слушаний и заменить его «общественными обсуждениями». Их разрешается проводить не в форме собраний, как публичные слушания, а через СМИ и интернет, то есть заочно.
На практике участие в общественных обсуждениях сведется к следующему: те, у кого есть доступ в интернет, смогут посетить специальный сайт и ознакомиться на нем со всей необходимой документацией, планами строительства и т. д., а также высказать свои замечания и предложения. Остальным предлагается посетить многофункциональный центр или зайти в орган местного самоуправления и оставить там в журнале соответствующую запись о визите.
В правительстве без сомнений заявляют, что именно такая форма участия граждан «повысит уровень их информированности о градостроительном проекте, а временные и организационные затраты со стороны жителей сведутся практически к нулю». «Участие в общественных обсуждениях станет максимально комфортным для жителей», — отмечается в пояснительной записке к проекту.
Примерно в том же духе расписал законопроект и пришедший представлять его в Госдуму замминистра строительства Хамит Мавлияров. Он напомнил, что при всей демократичности института публичных слушаний местные власти часто им злоупотребляли в интересах застройщиков — скрывали дату и место проведения слушаний, свозили непонятных людей на автобусах, которые голосовали, «как надо», не публиковали протоколы и т. д. В новом же законе есть нормы, которые позволят идентифицировать всех участников при помощи их регистрации по фамилии и месту жительства, также содержатся требования к протоколу общественных обсуждений и заключению об их итогах.
То есть определенные плюсы все-таки есть. Однако депутаты настаивали на сохранении нынешнего формата публичных слушаний, который, по их словам, надо усовершенствовать, а не заменять на заочную форму — через интернет.
Так, единоросс Наталья Костенко сообщила, что поручение разработать соответствующий законопроект было дано правительству главой государства еще в 2014 году. «Президент сказал, что люди должны иметь возможность влиять на формирование среды обитания и поручил правительству повысить роль граждан при принятии градостроительных решений, чтобы чиновники слышали голос избирателей. Однако, спустя три года, мы получили законопроект, который действительно расширяет возможности участия в принятии решений, но для узкой части граждан. То есть привезти мигрантов или сотрудников префектуры на слушания и выдать их мнение за мнение граждан будет уже нельзя. Но при этом серьезно ограничивается возможность высказаться и право быть услышанными для подавляющего большинства граждан. Критерием же отсечения станет доступ к интернету и умению пользоваться компьютером. Люди не смогут задать вопрос, привести свои доводы и, может быть, услышать логику власти. Вместо этого вводится, по сути, заочное голосование за предложенный властью вариант и никакого вам диалога. Мы уверены, что не этого хотел президент, когда давал поручение», — сказала Костенко под аплодисменты коллег.
В Госдуме сообщили, что только среди граждан старше 40 лет (а это почти половина от всего населения страны) только 4% пользуются интернетом. Особенно проблематично будет провести общественные обсуждения в российской глубинке, где не то что интернет, но и сотовую связь местами до сих пор не провели, добавил либерал-демократ Юрий Волков. «В этом законе очень много возможностей для обхода. Проверял ли его кто-нибудь на коррупционность?», — засомневалась и единоросс Ирина Гусева.
Между тем, Хамитов сообщил, что ко второму чтению законопроект будет изменен и, судя по его словам, публичные слушания в виде нынешних собраний в итоге будут сохранены в качестве альтернативной формы учета мнения граждан. Однако решение этого вопроса останется на усмотрение местных властей. В ЛДПР тут же заподозрили, что чиновники будут выбирать более простой для них путь. «На основной территории страны интернет все-таки есть, так что власти будут использовать эту возможность и проводить именно интернет-форму — это понятно!», — заметил либерал-демократ Александр Старовойтов.
Тем не менее, в постановлении Госдумы, принятом по итогам обсуждения законопроекта, рекомендуется сохранить нынешний формат публичных слушаний в качестве приоритетной, а не альтернативной формы учета мнения граждан. А вот опрашивать при помощи интернета предлагается в порядке и случаях, оговоренных законами субъектов РФ и муниципальными актами, следует из этого документа.
Депутаты задали Хамитову и главный вопрос — не пора ли сделать результаты слушаний обязательными для местных властей? В ответ замминистра заявил, что это «может привести к тому, что мы остановим жизнь». Достаточно того, что власти будут просто учитывать мнение граждан, следовало из ответа чиновника.
Елена Земскова