Posted 21 сентября 2017, 07:10

Published 21 сентября 2017, 07:10

Modified 30 марта, 22:05

Updated 30 марта, 22:05

Лукашенко указали на «его место»?

21 сентября 2017, 07:10
Учения «Запад-2017» закончились сокрушительным поражением — как условного противника, так и хороших отношений Белоруссии с ее соседями.

Завершились российско-белорусские стратегические учения «Запад-2017». А значит, наступил момент истины для множества белорусских (и не только) политологов и военных экспертов, которые с конца минувшего года обсуждали своего рода «апокалиптический сценарий», при котором российские войска после учений останутся на белорусской территории вместе с техникой. Не важно под каким предлогом это могло бы быть сделано — принципиально, что с этого момента Белоруссия де-факто превратилась бы из независимой страны в протекторат России.

Приводились даже подробности: что в Подмосковье по тревоге поднялись подразделения 1-й гвардейской танковой армии Западного военного округа; их личный состав с вооружением и техникой совершил марш на железнодорожную станцию погрузки, после чего воинским эшелоном в течение суток будет переброшен в район проведения учения на территорию Белоруссии. «По прибытии в назначенный район, обслужив технику и вооружение, а также получив материальные средства и боеприпасы, подразделения совершат марш в назначенные районы и приступят к отработке вопросов боевого слаживания в составе региональной группировки войск», — говорилось на сайте российского военного ведомства.

У журналистов, которые освещали учения, сразу возник вопрос: если ранее сообщалось, что все российские войска в рамках учений уже прибыли на белорусские полигоны, откуда взялась танковая армия, отправляющаяся «маршем на Минск»? Как оказалось, ответа на этот вопрос никто не имел и в белорусском Минобороны. На все вопросы там разводили руками и невнятно бормотали, что «ничего подобного сценарий учений не предусматривает».

А в Литве вспоминали про «Сувалкский коридор» — кратчайший сухопутный путь с территории Союзного государства РФ и РБ в Калининградскую область. В последние годы патриотически настроенные российские «ястребы» слишком много рассуждали о том, что России нужно иметь прямой сухопутный выход к своему анклаву — и теперь в Литве об этом вспомнили в контексте учений.

Кстати, с трибуны ООН Грибаускайте и вовсе заявила о «100 тысячах участников учений», вызвав гневную отповедь на российском ТВ.

В свою очередь, военный эксперт Александр Алесин считает, что всем ходом подготовки и проведения учений «Запад-2017» Россия указала место Лукашенко — подчиненного партнера.

«Россияне неожиданно для Лукашенко развернули гораздо большие учения, чем предполагалось по первоначальному плану. Причем российская сторона подверстала к „Западу-2017“ целый ряд маневров, учений, которые изначально не планировались. Среди них — пуск ракеты „Искандер“ на полную дальность, крутые маневры двух бригад и одной дивизии. Россия отказалась соблюдать договор об ограничении обычных вооружений, и наблюдателей не пускают. Эпизод с погрузкой танковой дивизии „на Беларусь“, который вызвал растерянность в Минобороны Беларуси, оставил неприятный осадок и у соседей, и у экспертов. Вряд ли произошла накладка, думаю, это сознательный маневр в рамках информационной войны, — цитирует „Партизан“ Александра Алесина. — В результате учения обострили противоречия между Россией и Беларусью. Россия пытается навязать свою волю и свое превосходство в „союзе“, хотя Лукашенко и пытается играть в самостоятельность. Но ему указали его место — подчиненного партнера в союзе».

Теперь можно смело предположить, что после завершения учений отношения между Минском и Москвой какое-то время будут достаточно прохладными. Россия слишком ярко продемонстрировала несамостоятельность Белоруссии в военно-политических вопросах и ее ничтожную значимость в регионе в случае силового противостояния.

Понятно, что белорусское руководство обиделось: выходит, что в ходе учений Кремль попросту использовал союзника как сателлита, чтобы подчеркнуть собственную военную мощь. После этого, получается, европейцам просто не о чем вести переговоры с официальным Минском — теперь все выглядит так, что от Лукашенко в регионе в вопросах безопасности реально ничего не зависит.

Денис Лавникевич, Минск

Подпишитесь