Posted 12 сентября 2017, 13:22
Published 12 сентября 2017, 13:22
Modified 30 марта, 22:10
Updated 30 марта, 22:10
— Опять эти православные все перекрыли! — возмущается женщина, выходя из вестибюля станции метро «Невский проспект».
В знак согласия ей кивает молодой человек, параллельно снимая на камеру происходящее.
— В 2017 году центр города перекрывать ради пеших прогулок с останками! — комментирует он свою видеозапись.
Недовольство петербуржцев, чей повседневный путь на работу заблокировал крестный ход, поддерживают и водители. В навигаторах то и дело появляются гневные сообщения: «Когда же закончится это шоу?», «Это оскорбляет мои чувства верующего язычника!», «Сколько можно это терпеть?»
«Святой коллапс» — так обозначили водители общегородской крестный ход. Особо петербургскими на фоне других выглядят возмущения в виде цитат классиков. «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна…» — пишет неизвестный водитель в отметке «Происшествие» на перекрытом мосту Александра Невского. Однако не все участники дорожного движения готовы цензурно выражаться в сложившихся пробках.
Вот водитель «Газели» пытается объяснить стражу порядка, что ему очень срочно нужно переехать Невский проспект:
— «Гражданин, мы всех предупреждали, в газетах писали, по телевизору говорили — будет все перекрыто. Что вы тут представление устраиваете? — почти кричит сотрудник ДПС и разводит руками.
Но водители, заблокированные на улице Рубинштейна, отказываются его понимать.
— Они ведь не помолятся моему начальнику за опоздание! — слышно из «Газели».
Тем временем верующие будто не замечают окружающий их негатив и поздравляют друг друга с праздником. «Христос Воскресе! — скандирует толпа. — Воистину Воскресе!» В колонне «Невского фронта» юный футболист стыдливо спрашивает взрослых: «Разве так не на Пасху говорят?» Мальчика неряшливо гладят по голове, но ответа он так и не услышал — вероятно, для взрослых это тоже большой вопрос.
Не обошлось на крестном ходе и без животрепещущих тем. У противников фильма Алексея Учителя о романе будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской в шествии целая колонна — над ними гордо растянут банер c надписью «Матильда — пощечина русскому народу». Посередине идет хрупкая женщина с большой иконой в руках, рядом с ней казак в традиционном костюме и мужчина с флагом «Добровольцы Донбасса». Ведут себя «православные активисты» довольно скромно — молча несут свои плакаты и лишь иногда запевают молебны.
В рядах противников «Матильды» не так много людей, однако на протяжении всего шествия точечно встречаются «амбассадоры» — неприметные пенсионерки с яркими говорящими плакатами. Эффект от колонны впечатляет — кажется, все участники шествия в перерывах между молебнами обсуждают «Матильду».
— И правильно, что борются с этим Учителем, нечего срамоту про государя нашего снимать! — говорит пожилая участница шествия своей подруге.
— Но ведь не по-христиански это! Жгут ведь, хулиганят!
— Не понимают они, грешники, что творят. По-другому не понимают… Храни нас бог!
В соседней колонне идут подростки. Они ничего не слышали о «Матильде», поэтому обсуждают пропущенные уроки и несделанную домашку. «Как думаешь, долго нам еще идти?» — спрашивает девушка у подружки. «Не знаю, говорят, автобус приедет к самому концу…» — звучит грустный ответ. А в кругах молодых людей в это время смеются над Милоновым:
— Представляешь, говорят, он там в рясе идет!
— Да ну! Вот бы посмотреть на это.
— Давай попробуем вперед прорваться.
Но, к сожалению юношей, начало колонны особо охраняется полицией. Самые важные гости — вице-губернаторы Игорь Албин и Константин Серов, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и другие чиновники — хоть и идут в составе шествия, но своей отдельной колонной. От остальных верующих их отделяет не только отряд полиции и десяток охранников, но и колонна казаков.
Однако прохожие не теряются и фотографируются с «цифровыми версиями» чиновников и священнослужителей — у экранов с трансляцией даже образуется очередь из желающих сделать селфи на фоне крестного хода.
У самой площади Александра Невского начинается давка — мощи уже занесли в лавру, а поток людей все продолжает подходить. «Слава тебе, господи, дошла!» — вздыхает пенсионерка, облокотившись на свою спутницу. Часть пришедших на крестный ход методично двигается в сторону метро, где уже готовятся к столпотворению, другая же часть остается на выступление губернатора и митрополита Варсонофия.
«Опять эти мощи! И так каждый год», — вздыхает сотрудница метро, когда вестибюль «Площадь Александра Невского» наполняется людьми с иконами в руках.
ГУ МВД впоследствии сообщило, что в крестном ходе приняли участие около 100 тыс. человек.
Александра Полукеева