Posted 28 августа 2017, 08:50
Published 28 августа 2017, 08:50
Modified 30 марта, 22:19
Updated 30 марта, 22:19
Сейчас я сделаю страшное признание. Рискую полностью потерять репутацию в научных кругах. Я с грустью ожидаю последней серии седьмого сезона «Игры престолов», поскольку восьмого надо будет ждать еще целый год.
Семь лет назад я, конечно, скептически относился к такого рода сериалам. Но сын-старшеклассник меня на него «подсадил». Я ворчал, ругался, говорил, что там все нудно и растянуто, что кровищи много. Но смотрел. И постепенно мои взгляды полностью переменились. Сегодня я рекомендовал бы «Игру престолов» к обязательному просмотру каждому, кто хочет понять, как было устроено Средневековье.
Понятно, что на «киношке» нельзя останавливаться. Дальше нужно читать серьезные книги. Но для начала «Игра престолов» очень хороша. В защиту этого тезиса есть, как минимум, два аргумента.
Во-первых, сошлюсь на данные интересного опроса, проведенного среди французских медиевистов в 1980-х гг. Примерно треть опрошенных честно призналась тогда, что первоначальный интерес к Средневековью возник у них под воздействием романа «Айвенго» или фильма, снятого по этому роману, с участием Элизабет Тейлор. Не надо думать, будто мы столь рациональны, что можем заинтересоваться наукой, минуя эмоции и личное сопереживание героям. Французы честно это признали.
Во-вторых, «Игра престолов», хоть и не исторический роман, а фэнтези, очень профессионально сложена из тех реальных «кубиков», из которых строилось реальное европейское Средневековье (кроме драконов и воюющих мертвецов, естественно). Кубики перемешаны так, чтобы активизировать интригу, но основа у фильма та же самая, что у реального прошлого. И в этом смысле «Игра» даже лучше научит нас истории Средневековья, чем художественная литература эпохи романтизма с ее сознательной героизацией и искажениями. За внешней интригой четко просматриваются система отношений «сеньор- вассал», проблема легитимности престола, адская смесь различных вероисповеданий, сосуществование отсталой провинции с передовыми торговыми городами, борьба имперского начала со стремлением к самостоятельности каждого из семи королевств и многое другое.
Увы, надо признать, что школьная схематизация истории даже близко не подводит к осмыслению всей этой сложности, а ограничивается зазубриванием дат и отдельных фактов. А если в нашей школе еще и учат патриотизму вместо реальной истории, то всяко лучше смотреть профессионально сделанный фильм. Если мы признаем неизбежным упрощающее и часто искажающее школьное начало в качестве необходимого старта для детей, то надо признать и важность художественных образов, положенных на почти реальную основу. А совсем было бы хорошо, если бы профессиональные историки не стеснялись делать комментарии к «Игре», Не уничижительные, а разъясняющие. Так, чтобы естественным образом возникший у детей интерес, не убивать, а трансформировать в знания.
Жестокость фильма, вызывающая у многих отторжение? На самом деле это — одно из главных достоинств. Реальное Средневековье было запредельно жестоким. Почитайте хоть монографию Шона Макглинна «Узаконенная жестокость». В «Игре» нет никакого украшательства характеров, свойственного литературе эпохи романтизма, и это перевешивает минусы введения в фильм всяких драконов и мертвецов.
Гибель множества главных героев? И это — достоинство, поскольку в реальной жизни эпохи больших войн не бывало так, чтобы гибли лишь второстепенные персонажи, а лучшие выживали.
Естественно, то, что я пишу, не надо распространять на все сериалы. Многие — это обычная халтура, спекулирующая на желании зрителя видеть драки, и не имеющая отношения к реальной жизни прошлого. Но «Игру престолов» стоило бы не только посмотреть, но и использовать для образования. В идеале бы я видел цикл лекций хорошего медиевиста, который берет отдельные эпизоды фильма и проводит параллели с тем, что реально творилось в Европе Средних веков.
Прочитать оригинал поста Дмитрия Травина с комментариями читателей его блога можно здесь.