Марк Сандомирский. Спасет Россию экзорцизм?

21 августа 2017, 10:43

Изгнание бесов становится нынче в нашей стране все более популярным. Я имею в виду не произведения Н. Михалкова в серии «Бесогон», а реальный экзорцизм. И обращаются страждущие к священнослужителям, поелику считают, что повинны в их бедах бесы, вселившиеся в них самих либо в их близких. Об этом недавно говорил Патриарх: людям, которым не помогают психиатры, может помочь изгнание бесов.

По вере в бесов страждущим и воздастся — душевным расстройством. Точнее, оно находит выход, проявляясь внешне в форме невротического беснования. (О психозах не говорим.) Можно сказать, что в наш просвещенный 21 век рецидивирует в обществе старинная психическая эпидемия, известная в «дремучем» средневековье и привлекавшая внимание публики, пожалуй, еще лет 100 с лишним назад, когда академик Бехтерев установил, что одержимость бесами и кликушество возникают на истерической почве. Только название «бесоодержание» или «бесноватость» меняется на новомодное бесоизвержение.

В международной классификации болезней, конечно, нет такого диагноза, как «бесноватость». Нет и такой лечебной процедуры, как экзорцизм. Психиатрия изгнанием бесов и злых духов не занимается, все это осталось в далеком прошлом средневековой медицины. Однако есть в классификации раздел «Транс и одержимость». Конечно, врач признает подобные состояния болезнью и занимается лечением лишь в том случае, если они возникают у пациента в обстановке, не связанной с религией.

Сознание в состоянии одержимости изменено, но человек подсознательно реагирует на внешние раздражители, и в итоге его неосознанные действия укладываются в рамки культурно обусловленных стереотипов, ориентированных на зрителей: «беснование заказывали?». Необычное состояние и поведение человека во время беснования — смена голоса, нечленораздельные крики, падения, судороги — совпадают с симптомами хорошо известного психиатрии большого истерического припадка. (Конечно, не все случаи истерии вызываются бесами).

Откуда берутся приступы? Внутреннее психическое напряжение накапливается и бурно выплескивается наружу, после чего наступает облегчение. Но облегчение временное, ведь болезнь остается. Пройдет несколько месяцев, а порой даже недель, и все повторяется. Конечно, научная медицина не отрицает религиозных, в том числе христианских способов помощи таким больным. Медицина помогает по-своему, религия — своим путем. Надо подчеркнуть, что несмотря на впечатляющую зрителей картину беснования, самим бесноватым ничего серьезного с медицинской точки зрения не угрожает. Побеснуются — и успокоятся, физической опасности это состояние, как и обычные невротические расстройства, не представляет.

Однако, один вопрос остается открытым. Куда уходят изгнанные бесы? Неужто превращаются в ББОМЖ, бесов без определенного места жительства? И на период, пока не подыщут себе очередную жертву, становятся ли они более агрессивны?

Впрочем, оставим иронию. Есть еще один открытый вопрос. Ведь все сказанное относится к беснованию индивидуальному. На уровне государства, общества психическая эпидемия «вселения бесов» протекает иначе. Как изгнать вселившихся во многие сферы жизни бесов коррупции,распила, бюрократизма и авторитаризма? Обычный экзорцизм здесь оказывается бессилен.

И главное: история учит, что эпидемии бесоодержимости охватывают общество, когда в нем усиливается напряжение вследствие социального неблагополучия. Как и 100 лет назад.

Марк Сандомирский, психотерапевт

#Общество #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь